ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Палитра» разработана на основе дополнительной
общеразвивающей программы «Палитра», которая ставит своей целью
создание условий для развития личностного творческого потенциала ребенка и
формирование его духовности и эстетической культуры. Интерес к искусству и
эмоциональная
отзывчивость
на
всё
прекрасное
снимут
негативную
психологическую перегрузку, получаемую в школе и повседневной жизни.
Адресована обучающимся 12-17 лет и рассчитана на 3 года обучения.
В 2025-2026 учебном году по программе обучаются дети:
11-12 лет, 1-й год обучения, общий объем часов – 105.
Количество групп 1, год обучения – 2.
Количество обучающихся в группе – 2кл. (с. Бутка) -6 человек,
Занятия в группе 1 –го года обучения проводятся 1 раз в неделю по 3
часа. Формы организации учебного процесса: групповые, индивидуальные.
В соответствии с программой каждое занятие:
первый год обучения состоит из теоретической части (22 часов в год) и
практической части (83 часов в год)
второй год обучения состоит из теоретической части (22 часов в год) и
практической части (83 часов в год)
третий год обучения состоит из теоретической части (23 часов в год) и
практической части (117 часов в год)
Формы обучения:
•
теоретические - рассказ-объяснение, беседа, чтение книг, лекция,
демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий,
самостоятельные наблюдения обучающихся, экскурсии.
•
практические - выполнение заданий, овладение приемами работы,
приобретение навыков.
Текущая и промежуточная аттестации осуществляются в следующих формах:
тестирование, выставки.
Промежуточная аттестация проводится
в
период:
20.10.2025 - 24.10.2025, 22.12.2025 - 26.12.2025, 23.03.2026 - 27.03.2026.
Аттестация в конце года проводится в период 18.05.2026-22.05.2026.
Планируемые результаты первого года.
Личностные результаты:
- освоение древних корней искусства своего народа и народов мира;
- формирование уважительного и доброжелательного отношения к традициям,
культуре России и другого народа, готовности достигать взаимопонимания
при обсуждении спорных вопросов;
- формирование ответственного отношения к обучению и познанию искусства,
готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;
Метапредметные результаты:
- научиться классифицировать по заданным основаниям (деление
пространственных искусств на две группы), сравнивать объекты по заданным
критериям (конструктивность, декоративность, художественные материалы);
подразделять пространственные искусства на две группы и сравнивать их по
заданным критериям; познакомиться с художественными материалами и их
выразительными возможностями.
-определять цель, проблему в учебной деятельности (различное назначение
видов
искусства в жизни людей, соответственно различные художественные
средства и
возможности), излагать свое мнение в диалоге.
-осознавать свои интересы (что значит понимать искусство и почему этому
надо
учиться?), навык сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
- выдвигать версии (об увиденном), работать по плану, сверяясь с целью
(команда выполняет зарисовки одного предмета); планировать деятельность в
учебной ситуации (выполнение творческого рисунка); излагать свое мнение в
диалоге, корректировать свое мнение (в соответствии с мнением своих
товарищей);
- осознавать свои интересы (что значит учиться видеть?); осваивать новые
социальные роли (критически осмысливать), понимать значение знаний для
человека.
- осознавать свои интересы, опыт и знания; осваивать новую учебную
ситуацию;
адекватно выражать и контролировать свои эмоции; осознавать целостность
мира и многообразие взглядов на него.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в
связях
искусства с наукой и религией;
- осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании
отношения к
человеку, природным и социальным явлениям; понимать роль искусства в
создании материальной среды обитания человека;
- осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной
художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.
- понимать связи искусства с всемирной историей и историей России;
- осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии
религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта
поколений; осмысливать на основе произведений искусства моральнонравственную позицию
- передавать в собственной художественной деятельности красоту мира,
выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;
- эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу;
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональные
состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;
- понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в
искусстве;
- создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве,
используя
выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму,
ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы
для воплощения собственного художественно-творческого замысла в
живописи, скульптуре, графике;
- различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура,
художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное
искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности,
используя различные
художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи
собственного
замысла;
- различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику;
различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт,
бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в художественнотворческой деятельности, используя различные художественные материалы и
приёмы работы с ними для передачи собственного замысла.
Особенности организации образовательного процесса в текущем учебном
году:
2 год обучения. «Россия от истоков»
Цель: создание условий для развития художественных навыков через
знакомство с формой предмета, его строение, цвет и другие качества, создавать
узор с учетом украшаемой формы
Задачи.
Обучающие (образовательные (предметные):
•
формировать навыки построения композиции;
•
обучать приемам создания эскизов, выбору рисунка схем. изучить
особенности
материалов,
применяемых
в
художественной
деятельности;
•
знакомить с разнообразием выразительных средств: цвет, свет, линия,
композиция, ритм;
•
обучать основам графики.
Развивающие (метапредметные):
•
развивать способности различать передний и задний план на
плоскостных изображениях;
•
развивать навык работы с кистью и красками;
•
развивать наблюдательность и образное мышление при рисовании
натюрморта с натуры.
•
Воспитательные (личностные):
•
воспитывать уважения к труду окружающих и бережного
отношения к результатам творческой деятельности других
обучающихся;
•
воспитывать усидчивость, упорство, стремление доводить начатое
дело до конца.
Планируемые результаты второго года обучения.
Личностные результаты:
- сформированность патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину,
многонациональный народ России, освоение древних корней искусства своего
народа;
сформированность бережного отношения к рукотворным памятникам старины,
к поликультурному наследию нашей страны, осознание себя гражданами
России, ответственными за сохранение народных художественных традиций,
спасение культурных ценностей;
- сформированность ответственного отношения к обучению и познанию
искусства, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;
- развитие эстетической потребности в изучении народного декоративноприкладного
искусства,
творческих
способностей,
наблюдательности,
зрительной памяти, воображения и фантазии, эмоционально-ценностного
отношения к народным мастерам и их творениям, коммуникативных навыков
в процессе совместной практической творческой деятельности.
Метапредметные результаты:
-определять цель, проблему в учебной деятельности (различное назначение
видов искусства в жизни людей, соответственно различные художественные
средства и возможности), излагать свое мнение в диалоге.
-осознавать свои интересы (что значит понимать искусство и почему этому надо
учиться?), навык сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
- выдвигать версии (об увиденном), работать по плану, сверяясь с целью
(команда выполняет зарисовки одного предмета); планировать деятельность в
учебной ситуации (выполнение творческого рисунка); излагать свое мнение в
диалоге, корректировать свое мнение (в соответствии с мнением своих
товарищей);
- осознавать свои интересы, опыт и знания; осваивать новую учебную
ситуацию;
адекватно выражать и контролировать свои эмоции; осознавать целостность
мира и многообразие взглядов на него.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
- умело пользоваться языком декоративно – прикладного искусства;
- создавать художественно – декоративные объекты предметной среды,
объединенной единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали
интерьера);
- работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и
проектированием вещной среды;
- выстраивать декоративные композиции;
- создавать художественно – декоративные объекты предметной среды;
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры,
цвета, формы, объема, пространства;
- владеть навыками работы в конкретном материале.
Календарный (тематический) план
Год обучения – 2
Группа (класс) – 2 (с. Бутка)
«Россия от истоков»
План
№
п/п
Дата
1
05.09.2025
2.1
2.2
12.09.2025
19.09.2025
16.1
26.09.2025
16.2
03.10.2025
Название темы
Вводное занятие.
Цель и задачи второго
года обучения. Режим
работы. Правила
техники безопасности.
Инструменты и
материалы,
необходимые для
работы. Организация
рабочего места.
«Боги древних славян»
«Боги древних славян»
«Энергосберегающая
шкатулка», «Экология
и энергосбережение»,
«Управляя энергией»
(композиция на
заданную тему)
«Осенние чудеса
природы» (пейзаж,
натюрморт, портрет на
осеннюю тему по
выбору)
Коррекция
Форма
занятий
Количество
часов
Формы
Аттестации
и контроля
Вводное занятие
3
Фронтальная
беседа.
Ознакомительное
Тематическое
3
3
Беседа. Наблюдение
Наблюдение
Занятиеимпровизация
3
Областная выставка
работ
«#ВместеЯрче»
Занятие по
памяти
3
Беседа, наблюдение
Дата
Название
темы
Форма
занятий
Количество
часов
Формы
Аттестации
и контроля
16.3
10.10.2025
2.3
17.10.2025
«Осенние чудеса
природы» (пейзаж,
натюрморт, портрет на
осеннюю тему по
выбору)
«Легенды о русалке»
2.4
24.10.2025
Районная выставка
«Осенние чудеса
природы»
Занятие по
памяти
3
Ознакомительное
3
«Легенды о русалке»
Тематическое
3
07.11.2025
Инструктаж по ТБ и
ОТ на занятиях ИЗО.
«Наличники на окна»
(Полкан, Лев,Сирин и
т.д)
Ознакомительное
3
Беседа. Наблюдение
14.11.2025
«Наличники на окна»
(Полкан, Лев,Сирин и
т.д)
Тематическое
3
Наблюдение
4.1
21.11.2025
«Русская изба»
Ознакомительное
3
4.2
28.11.2025
«Русская изба»
Тематическое
3
Беседа. Наблюдение
Промежуточная
аттестация
5.1
05.12.2025
Ознакомительное
3
Беседа. Наблюдение
5.2
12.12.2025
Тематическое
3
Беседа. Наблюдение
6.1
19.12.2025
Лубок
3
Наблюдение
6.2
26.12.2025
Лубок
3.1
3.2
7.1
7.2
16.01.2026
23.01.2026
«Прогулка по улочкам
древнего города»
«Прогулка по улочкам
древнего города»
Инструктаж по ТБ и ОТ
на
занятиях
ИЗО.
Натюрморт
по
представлению
(«В
избе»,
«Праздники»,
«Завтрак», «Вечер», и
т.д.)
Натюрморт
по
представлению
(«В
избе»,
«Праздники»,
«Завтрак», «Вечер», и
т.д.)
Занятие –
импровизация
Занятие –
импровизация
Занятие по
памяти
Занятие по
памяти
Беседа. Наблюдение
Промежуточная
аттестация
3
Промежуточная
аттестация
3
Беседа.Наблюдение.
3
Наблюдение.
8.1
30.01.2026
8.2
06.02.2026
9.1
13.02.2026
9.2
20.02.2026
10.1
10.2
27.02.2026
06.03.2026
11.1
13.03.2026
11.2
20.03.2026
12.1
27.03.2026
12.2
10.04.2026
13.1
17.04.2026
Оригинальная
иллюстрация
по
выбранному
произведению
В.
Васнецова
«Древняя
Москва»
Оригинальная
иллюстрация
по
выбранному
произведению
В.
Васнецова
«Древняя
Москва»
«Храм
Василия
Блаженного»
(бумагопл)
«Храм
Василия
Блаженного»
(бумагопластика)
Экслибрис (графика)
Экслибрис (графика)
«На балу»
(композиция)
«На балу»
(композиция)
«Портрет девушки в
национальном
костюме» (портрет)
Инструктаж по ТБ и
ОТ на занятиях ИЗО.
«Портрет девушки в
национальном
костюме» (портрет)
Декоративный
натюрморт с
предметами
декоративного
Занятие –
импровизация
3
Беседа.Наблюдение.
Занятие –
импровизация
3
Наблюдение
Ознакомительное
3
Беседа.Наблюдение.
Тематическое
3
Наблюдение.
Ознакомительное
Тематическое
Занятие –
импровизация
3
3
Беседа.Наблюдение.
Наблюдение
3
Беседа.Наблюдение.
Занятие –
импровизация
3
Наблюдение
Занятие с натуры
3
Беседа.Наблюдение.
Занятие с натуры
3
Наблюдение
Занятие с натуры
3
Беседа.Наблюдение.
13.2
24.04.2026
14.1
01.05.2026
14.2
08.05.2026
15.1
15.05.2026
15.2
22.05.2026
творчества Урала
(композ)
Декоративный
натюрморт с
предметами
декоративного
творчества Урала
(композ)
Ромбокс «Театр –
интерьер и экстерьер»
Ромбокс «Театр –
интерьер и экстерьер»
«Девушка в наряде 18
века» (портрет)
«Девушка в наряде 18
века» (портрет)
Подготовка к итоговой
выставке
Итоговое занятие
Итого:
Занятие с натуры
Занятие –
импровизация
Занятие –
импровизация
Ознакомительное
занятие
Тематическое
занятие
Практическое
3
Наблюдение
3
Беседа.Наблюдение.
3
Наблюдение
3
Беседа.Наблюдение.
3
Выставка работ
Итоговая выставка
102