УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ ТАЛИЦКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТАЛИЦКАЯ ДШИ»
ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА
«Рассмотрено и принято»
Педагогическим советом
МКУДО «Талицкая ДШИ»
Протокол № 1 от 29.08.2025 г.
Утверждено
Приказом и.о. директора
МКУДО «Талицкая ДШИ»
М.А. Ермаковой
№ 289 от 01.09.2025 г.
Дополнительная общеразвивающая программа
технической направленности
«Юный программист»
Возраст обучающихся: 8-13 лет
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель:
педагог дополнительного образования,
Марьин Владимир Владимирович
Талица
Содержание
1.
Основные характеристики программы..................................................................................2
1.1 Пояснительная записка..............................................................................................2
1.2 Цель и задачи..............................................................................................................4
1.3 Содержание программы ............................................................................................ 5
1.4. Содержание учебного (тематического) плана 1 года обучения......................7
2.
1.5. Содержание учебного (тематического) плана 2 года обучения....................11
Организационно-педагогические условия реализации программы...............................15
2.1 Календарный учебный график................................................................................15
2.2 Условия реализации программы ............................................................................ 15
2.3 Кадровое обеспечение:............................................................................................16
2.4 Формы аттестации/контроля...................................................................................16
2.5 Оценочные материалы.............................................................................................16
2.6 Методические материалы........................................................................................21
Аннотация ……………………………………………………………………………..
Список литературы........................................................................................................23
1
1. основные характеристики программы
1.1 Пояснительная записка
Направленность программы техническая.
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный программист»
разработана в соответствии с нормативной базой документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об
образовании в Российской федерации»
2. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (Письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации № 09-3242 от 18.11.2015 г.).
Актуальность программы. В последние годы стал популярными языки
визуального программирования. Это можно объяснить потребностью и
педагогического сообщества, и самих детей в средстве, которое позволит легко и
просто, но не бездумно, исследовать и проявить свои творческие способности.
Данная программная среда дает принципиальную возможность составлять
сложные по своей структуре программы, не заучивая наизусть ключевые слова,
и при этом в полной мере проявить свои творческие способности и понять
принципы программирования.
Курсы по программированию помогут ребенку сделать первые шаги в
мире программирования, позволят познакомиться с сообществом таких же
заинтересованных ребят, введут во все подробности и тонкости проектной
деятельности. Овладевая навыками программирования, ребенок затрагивает и
смежные сферы: логика, вычислительная математика, теория вероятности, а
также и другие научные области: география, биология, физика, литература - в
зависимости от интересов ребенка и выбора области развития собственного
проекта.
Когда у ребенка сформирован необходимый набор знаний и умений,
выполнен ряд задач и упражнений по разным темам, он может, используя их,
работать над собственным проектом. Это позволяет развивать творческие
способности, проводить собственные исследования, работать в команде, и, что
немаловажно, видеть результат собственной работы, вносить в нее коррективы и
развивать ее.
Отличительные
особенности
программы:
Данная
программа
способствует освоению обучающимися навыков работы с компьютером и
программированию на начальном уровне. Отличительной особенностью от уже
существующих
по
данному
направлению
является
доступность,
адаптированность предлагаемых к изучению материалов для учащихся
заявленного возраста (8 - 13 лет). Адаптированность можно рассматривать как
2
новый подход к изучению алгоритмических основ информатики и пропедевтики
программирования через среду программирования Scratch. Доступность
выражается в свободном доступе программы в сети Интернет. Программа
построена таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться
программированием и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится
сталкиваться в повседневной жизни, при работе с большим объемом
информации; при решении практических и жизненных задач. Курс позволяет
создавать собственные проекты через программирование для решения
конкретных задач, поставленных на занятиях как педагогом, так и самими
обучающимися. Это является отличительной особенностью данной программы.
Педагогическая
целесообразность
программы
объясняется
формированием высокого интеллекта через мастерство. Целый ряд специальных
заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для
достижения желаемого результата. Программа направлена на то, чтобы через
труд приобщить детей к творчеству.
Адресат программы. Программа разработана для обучающихся – от 8 до
13 лет.
Возрастные особенности. Средний школьный возраст (от 10-11-ти до 15ти лет) – переходный от детства к юности. Стоит обратить внимание на такую
психологическую особенность данного возраста, как избирательность внимания.
Это значит, что они откликаются на необычные, захватывающие уроки, а
быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредотачиваться
долго на одном и том же деле. Значимой особенностью мышления подростка
является его критичность. У ребенка появляется свое мнение, которое он
демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе.
Средний школьный возраст – самый благоприятный для творческого
развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации,
находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам
интересны занятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение.
Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность
самовыражения и самореализации. Обучающимся интересны занятия, которые
помогают активному самовыражению подростков и учитывают их интересы.
Уровень программы: базовый.
Объем программы, срок освоения программы: программа рассчитана
на 2 года обучения, 35 учебных недель
1 год обучения - 140 часов
2 год обучения – 140 часов
Всего 280 часов.
3
Форма обучения очная.
Особенности организации образовательного процесса. Разновозрастные
группы, являющиеся основным составом объединения, состав группы
постоянный, количество детей в группе – от 6 до 10 человек.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий. Общее
количество часов в каждой группе в год – 140, занятия проходят 2 раза в неделю,
количество часов в неделю – 4. Продолжительность учебного часа – 40 мин.
Виды занятий. Основной вид занятий — практикум. Также используются:
- беседа, объяснение нового материала;
- демонстрация и иллюстрация (в том числе с использованием
обучающих и демонстрационных компьютерных программ);
- контрольные задания;
- творческий и исследовательский проект;
- игры, соревнования, фестивали, социально- образовательная практика.
Формы подведения итогов реализации программы. опрос, практическое
и проектное задание, соревнование, конкурс, презентация проекта.
1.2 Цель и задачи
Цель: формирование и развитие информационных компетенций,
логического мышления обучающихся посредством решения задач в сфере
освоения языка программирования и создания программных продуктов.
Обучение основам программирования, способствующее дальнейшему
профессиональному самоопределению в современном мире.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
1.
Задачи:
Образовательные:
овладеть навыками составления алгоритмов;
изучить
функциональность
работы
основных
алгоритмических
конструкций;
сформировать представление о профессии «программист»;
сформировать навыки разработки программ;
познакомить с понятием проекта и алгоритмом его разработки;
сформировать навыки разработки проектов: интерактивных историй,
квестов, интерактивных игр, обучающих программ, мультфильмов,
моделей и интерактивных презентаций.
Развивающие:
способствовать развитию критического, системного, алгоритмического и
творческого мышления;
4
2. развить внимание, память, наблюдательность, познавательный интерес;
3. развить умение работать с компьютерными программами и
дополнительными источниками информации;
4. развить навыки планирования проекта, умение работать в группе.
Воспитательные:
1. воспитать положительное отношение к информатике и ИКТ;
2. воспитать самостоятельность и умение работать в паре или в малой
группе;
3. формировать умение, демонстрировать результаты своей работы.
5
Аннотация
Направленность программы «Юный программист»- техническая.
Программа «Юный программист» предназначена для детей и подростков,
желающих погрузиться в увлекательный мир программирования через создание
интерактивных историй, анимации и игр. Scratch — это визуальный язык
программирования, который позволяет, учащимся развивать логическое
мышление, креативность и навыки решения проблем в игровой и доступной
форме. Kodu – визуальная платформа для программирования игровых
сценариев.
В рамках программы участники будут изучать основные концепции
программирования, такие как последовательность действий, циклы, условия,
управление событиями и использование переменных. Каждое занятие будет
включать практические задания, где дети смогут применить полученные знания,
создавая собственные проекты. Участники также научатся работать в команде,
делясь идеями и создавая совместные проекты.
Цель программы: формирование и развитие информационных
компетенций, логического мышления обучающихся посредством решения задач
в сфере освоения языка программирования и создания программных продуктов.
Обучение основам программирования, способствующее дальнейшему
профессиональному самоопределению в современном мире.
Результатом освоения программы является: понимание назначения среды
программирования Скретч и основных элементах ее интерфейса; освоение
основных этапов разработки программы (проекта в среде программирования
Скретч) и базовых алгоритмических конструкций;
Оценкой качества реализации программы является умение обучающихся
создавать собственные проекты через программирование.
Объем программы, срок освоения программы: программа рассчитана
на 2 год обучения: 35 учебных недель в год, 140 часов. Общее количество часов
280.
Адресат программы. Программа разработана для обучающихся – от 8 до
13 лет.
Уровень программы: базовый
Сведения о разработчике
Разработчик: Марьин Владимир Владимирович
Должность: педагог дополнительного образования.
Образование: высшее.
Стаж: 10 лет.
6
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые основания разработки общеразвивающих
программ:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее — ФЗ).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».
З. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013
г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р.
5. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
6. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее — СанПиН).
8.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 января 2021 г, № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
9.
Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023
№
1678
«Об
утверждении
Правил
применения
организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ».
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27
июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее — Порядок).
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей».
13. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и
Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об
7
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».
8
14. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)».
15. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ».
16. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
30.12.2022 № АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с
«Методическими рекомендациями «Создание современного инклюзивного
образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих
дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской
Федерации»).
17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
07.05.2020 № ВБ-976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности,
программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных
программ с применением дистанционных образовательных технологий».
18. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
19. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к
условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с
социальным сертификатом».
Литература для педагогов:
1. Д.В. Голиков и А.Д. Голиков, «Программирование на Scratch
2. Делаем игры и мультики». Изд. Электронное издание 2014.
3. Д.В. Голиков и А.Д. Голиков, «Программирование на Scratch
4. Делаем сложные игры». Изд. Электронное издание 2014.
5. Д.В. Голиков и А.Д. Голиков, «Методика обучения программированию на
Scratch 2 для учителей и родителей.
6. Знакомство с интерфейсом». Изд. Электронное издание 2014.
Литература для обучающихся:
1. Д.В. Голиков и А.Д. Голиков, «Программирование на Scratch 2. Делаем
игры и мультики». Изд. Электронное издание 2014.
2. Д.В. Голиков и А.Д. Голиков, «Программирование на Scratch 2. Делаем
сложные игры». Изд. Электронное издание 2014.
3. Ю.В. Торгашева, «Первая книга юного программиста. Учимся писать
программы на Scratch». Изд. Питер 2016.
Перечень web-сайтов
1.
Портал Scratch: https://scratch.mit.edu/. Позволяет организовать
практические занятия и обмениваться опытом.
10