ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Я открываю мир шахмат и шашек» разработана на основе адаптированной дополнительной общеразвивающей
программы «Я открываю мир и шахмат и шашек», которая ставит своей целью организацию образовательного процесса, адресована
обучающимся 10-18 лет и рассчитана на 2 года обучения.
В 2025-2026 учебном году по программе обучаются дети 7-18 лет, 1-й год обучения, общий объем часов – 140 часа (2 занятия в
неделю по 2 часа); 2-й год обучения, общий объем часов – 140 часов (2 занятия в неделю по 2 часа) из расчета 35 календарных недель.
Цель 1-го года обучения: развитие творческого и интеллектуального потенциала средствами игры в шахматы и шашки, удовлетворение
образовательных потребностей каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, сохранение и поддержание его физического и
психического здоровья.
Поставленная цель программы определяет решение ряда задач:
Обучающие:
- учить ориентироваться на плоскости, думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности;
- формировать у обучающихся умение эффективно играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений
правил игры в шахматы и умения ставить мат;
- учить применять на практике различные методы и приемы в игре шахмат и шашек;
- способствовать освоению основных шахматных понятий: шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие,
начальная позиция, шахматная нотация, взаимодействие между фигурами на шахматной доске, ценность шахматных фигур, рокировка, пат,
мат, ничья, шахматные часы.
Воспитательные:
- формировать у обучающихся навыки эффективного социального взаимодействия, способствующих успешной социализации детей с ОВЗ,
через вовлечение их в активную творческую деятельность дополнительного образования.
- формировать навыки совместной работы: взаимопомощь, стремление помочь, тактичность, умение идти на компромисс;
- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим: дружелюбие, готовность сотрудничать, вежливость, дисциплинированность.
Развивающие:
- осуществлять коррекцию недостатков личностного развития детей, посредством проведения мероприятий психолого-педагогической
реабилитации;
- развивать концентрацию и устойчивое внимание, умение анализировать;
-развивать внимание, образное мышление, эмоциональный настрой познавательный интерес;
- развивать межполушарное взаимодействие.
Количество групп: 2
П. Троицкий – 1 человек индивидуальное обучение.
Г. Талица - 3«А» класс – 5 человек.
Занятия в группе проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Формы организации учебного процесса: групповая и индивидуальная.
В соответствии с программой каждое занятие первого года обучения состоит из теоретической части (45 часов в год) и
практической части (95 часов в год) -140 часов.
Цель 1-го года обучения: развитие творческого и интеллектуального потенциала средствами игры в шахматы и шашки,
удовлетворение образовательных потребностей каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, сохранение и поддержание его
физического и психического здоровья.
Поставленная цель программы определяет решение ряда задач:
Обучающие:
- формировать у обучающихся умение эффективно играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без
нарушений правил игры в шахматы и умения ставить мат;
- учить применять на практике различные методы и приемы в игре шахмат и шашек;
- способствовать освоению основных шахматных понятий: шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие,
начальная позиция, шахматная нотация, взаимодействие между фигурами на шахматной доске, ценность шахматных фигур, рокировка, пат,
мат, ничья, шахматные часы.
Воспитательные:
- формировать у обучающихся навыки эффективного социального взаимодействия, способствующих успешной социализации детей с
ОВЗ, через вовлечение их в активную творческую деятельность дополнительного образования.
- формировать навыки совместной работы: взаимопомощь, стремление помочь, тактичность, умение идти на компромисс;
- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим: дружелюбие, готовность сотрудничать, вежливость,
дисциплинированность.
Развивающие:
- осуществлять коррекцию недостатков личностного развития детей, посредством проведения мероприятий психолого-педагогической
реабилитации
- развивать концентрацию и устойчивое внимание, умение анализировать;
-развивать внимание, образное мышление, эмоциональный настрой познавательный интерес;
- развивать межполушарное взаимодействие.
В соответствии с программой каждое занятие третьего года обучения состоит из теоретической части (48 часов в год) и
практической части (92 часов в год) - 140 часов.
2025-2026 учебном году по программе третьего года обучения обучаются дети 10-18 лет.
Цель 3-го года обучения: развитие творческого и интеллектуального потенциала средствами игры в шахматы и шашки,
удовлетворение образовательных потребностей каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, сохранение и поддержание его
физического и психического здоровья.
Поставленная цель программы определяет решение ряда задач:
Обучающие:
- учить ориентироваться на плоскости, думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности;
- формировать у обучающихся умение эффективно играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без
нарушений правил игры в шахматы и умения ставить мат;
- учить применять на практике различные методы и приемы в игре шахмат и шашек;
- способствовать освоению основных шахматных понятий: шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие,
начальная позиция, шахматная нотация, взаимодействие между фигурами на шахматной доске, ценность шахматных фигур, рокировка, пат,
мат, ничья, шахматные часы.
Воспитательные:
- формировать у обучающихся навыки эффективного социального взаимодействия, способствующих успешной социализации детей с
ОВЗ, через вовлечение их в активную творческую деятельность дополнительного образования.
- формировать навыки совместной работы: взаимопомощь, стремление помочь, тактичность, умение идти на компромисс;
- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим: дружелюбие, готовность сотрудничать, вежливость,
дисциплинированность.
Развивающие:
- осуществлять коррекцию недостатков личностного развития детей, посредством проведения мероприятий психолого-педагогической
реабилитации;
- развивать концентрацию и устойчивое внимание, умение анализировать;
-развивать внимание, образное мышление, эмоциональный настрой познавательный интерес;
- развивать межполушарное взаимодействие.
Формы обучения: беседа, практикум, вводное занятие, по углублению знаний, творческие.
Срез знаний осуществляется в форме шахматного турнира.
Текущая аттестация
проводится в период в конце каждой четверти, итоговый срез знаний проводится в мае месяце 2026 года.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
- социализация в образовательном пространстве общеобразовательного учреждения;
- выражает свои мысли и желания, использует речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний;
- соблюдает элементарные общепринятые нормы поведения, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое
плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших;
- адекватно понимает причины успешности/не успешности творческой деятельности;
- имеет индивидуальные достижения по освоению программы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- проявляет познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывает выделенные педагогом ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывает практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находит варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные УУД
- умеет соблюдать корректность в высказываниях;
- использует речь для регуляции своего действия;
- с учетом целей коммуникации умеет достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения
действия;
- владеет монологической и диалогической формой речи.
Познавательные УУД
- анализирует объекты, выделяет главное;
- проводит сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливает причинно-следственные связи;
- строит рассуждения об объекте;
Предметные результаты:
- имеет понятие о физической культуре;
- умеет записывать шахматную партию краткой и полной нотацией;
- может реализовывать материальный перевес (матовать одинокого короля тяжелыми фигурами, а также королем и ферзем и королем и
ладьей);
- проводить элементарные комбинации на достижение мата или пата, на выигрыш материала.
1.1
01.09.
2025
2.
2.1
03.09.
2025
Вводное
занятие.
Русские
шашки
“Физическая
культура и
спорт”
Правила поведения и личной 2
гигиены на занятиях. Игровая
программа: «Как мы летом
отдыхали»
Викторина
“Путешествие
в
страну ПДД”
Наблюдение за
взаимодействи
ем с другими
детьми
Диагностическ
ие игры
28
Инструктаж
по
технике 2
безопасности. Знакомство детей с
педагогом.
Практическая работа:
1.Виктторина
“Физическая
культура и спорт”,
Наблюдение,
диагностика,
опрос
Форма контроля
Количество часов
Форма занятий
Тема занятий
Дата
Форма контроля
Количество часов
Форма занятий
Тема занятий
№ Раздела Тема в
соответствии с программой
учебного плана
Дата
Календарный (тематический) план
Год обучения 1
Индивидуальное обучение
Время и место проведения занятий – в соответствии с расписанием, утвержденным Директором.
2.2
08.09.
2025
“Путешествие Знакомство детей с помещениями 2
в страну
учебным, кабинетом, где будут
ПДД”
проходить учебные занятия.
Практическая работа:
2.3
10.09.
2025
«Собери
пазлы»
2.4
15.09.
2025
«Собери
пазлы»
2.5
17.09.
2025
«Пятый
лишний».
2.6
22.09.
2025
«Пятый
лишний».
2.7
24.09.
2025
Правила
шашечной
игры
«Смотрите
внимательно»
1.Викторина “Путешествие в
страну ПДД”
«Собери
пазлы».
История 2
возникновения шашечной игры.
Знакомство с шашечной доской.
Практическая работа:
1.
Игра «Собери пазлы».
Наблюдение,
игра, показ
Наблюдение,
игра, показ,
тестовые
задания
«Собери
пазлы».
История 2
возникновения шашечной игры.
Знакомство с шашечной доской.
Практическая работа:
1.
Игра «Собери пазлы».
Азбука шашечной игры.
2
Практическая работа:
1.
Игра «Пятый лишний».
Азбука шашечной игры.
2
Практическая работа:
1.
Игра «Пятый лишний».
Наблюдение,
игра, показ
Правила шашечной игры История 2
возникновения шашечной игры.
Знакомство с шашечной доской.
Практическая работа:
1.Игра «Смотрите внимательно».
Наблюдение,
диагностически
е игры
Наблюдение,
игра, показ
Наблюдение,
диагностически
е игры
2.8
29.09.
2025
2.9
01.10.
2025
2.10
06.10.
2025
2.11
08.10.
2025
2.12
13.10.
2025
2.13
15.10.
2025
«Смотрите
внимательно»
Правила
шашечной
игры.
История
возникновения
шашечной игры. Знакомство с
шашечной доской
Практическая работа:
1.Игра «Смотрите внимательно».
«Русские
Пространственная ориентировка.
шашки».
Практическая работа:
1.Игра «Русские шашки».
«Русские
Пространственная ориентировка.
шашки».
Практическая работа:
1.Игра «Русские шашки».
Пространстве Пространственная ориентировка.
На
произвольном
отрывке
нная
ориентировка. шашечной доски расположить
фишки
произвольно.
«Смотрите
Практическая работа:
внимательно» 1.Игра“Смотрите внимательно”.
2
Наблюдение,
диагностически
е игры
2
Наблюдение,
игра, показ
2
Наблюдение,
игра, показ
2
Наблюдение,
игра, показ
«Смотрите
Пространственная ориентировка. 2
внимательно”. На
произвольном
отрывке
шашечной доски расположить
фишки
произвольно.
Практическая работа:
1.Игра“Смотрите внимательно”.
«Зеркало».
Обучающиеся должны выложить 2
Общие
фишки
в
зеркальном
принципы
отображении.
разыгрывание Практическая работа:
партии
1.
Упражнение «Зеркало»
2.
Упражнение «Нарисовать
восьмерку»
3.
Развитие тонкой моторики
рук: «Угадай, кто я»
Наблюдение,
диагностически
е игры
Наблюдение,
диагностически
е игры
2.14
20.10.
2025
3
Зеркало».
Общие
принципы
разыгрывание
партии
Шахматная
доска
3.1
22.10.
2025
«Что
изменилось?»
История
происхожден
ия шахмат.
3.2
05.11
2025
Что
изменилось?»
История
происхожден
ия шахмат.
2
Обучающиеся должны выложить
фишки
в
зеркальном
отображении.
Практическая работа:
1.
Упражнение «Зеркало»
2.
Упражнение «Нарисовать
восьмерку»
3.
Развитие тонкой моторики
рук: «Угадай, кто я»
Наблюдение,
диагностически
е игры
80
«Что изменилось?». Знакомство с 2
сильными и слабыми фигурами в
шахматах. Знакомство с легкими
и тяжелыми фигурами в
шахматах.
Практическая работа:
1.Игра «Что изменилось?»
2.Упражнение «Восьмерка.
Поймать у головы»
4.Развитие тонкой моторики рук:
«Самолёты за облаками»
«Что изменилось?». Знакомство с 2
сильными и слабыми фигурами в
шахматах. Знакомство с легкими
и
тяжелыми
фигурами
в
шахматах.Практическая работа:
1.Игра
«Что
изменилось?»
2.Упражнение
«Восьмерка.
Поймать у головы»
Игра, показ,
наблюдение
Игра, показ,
наблюдение
4.Развитие тонкой моторики рук:
«Самолёты за облаками»
3.3
10.11
2025
«Шахматы в
сказках».
Первоначальн
ые понятия
Тактика.
3.4
12.11
2025
«Шахматы в
сказках».
Первоначальн
ые понятия
Тактика.
3.5
17.11
2025
«Динозавры
учат
шахматам».
Чтение
и
инсценировка 2
дидактической
сказки.
Практическая работа:
1. Чтение и инсценировка
дидактической
сказки
«Удивительные
приключения
шахматной доски».
2. Упражнение
«Восьмерка.
Поймать у головы»
3. Развитие тонкой моторики
пальцев рук: «Гребешок».
Чтение
и
инсценировка 2
дидактической
сказки.
Практическая работа:
1. Чтение и инсценировка
дидактической
сказки
«Удивительные
приключения
шахматной доски».
2. Упражнение
«Восьмерка.
Поймать у головы»
3. Развитие тонкой моторики
пальцев рук: «Гребешок».
Выполнение задания, используя 2
компьютерные
программы:
«Шахматная
школа
для
начинающих».
Практическая работа:
1.
Задание по компьютерной
программе «Динозавры учат
шахматам»
Игра, показ,
наблюдение
Игра, показ,
наблюдение
Игра, показ,
наблюдение
3.6
19.11
2025
«Динозавры
учат
шахматам».
3.7
24.11
2025
«Горизонталь
».
26.11.
2025
«Горизонталь
».
3.8
2.
Упражнение «Восьмерка.
Поймать внизу»
3. Развитие тонкой моторики
пальцев рук: «Колечки»
Выполнение задания, используя 2
компьютерные
программы:
«Шахматная
школа
для
начинающих».
Практическая работа:
1.
Задание по компьютерной
программе «Динозавры учат
шахматам»
2.
Упражнение «Восьмерка.
Поймать внизу»
3. Развитие тонкой моторики
пальцев рук: «Колечки»
Шахматная доска, белые и 2
черные
поля,
горизонталь,
вертикаль, диагональ, центр,
запись «неподвижной» позиции.
Практическая работа:
1.
Игра «Горизонталь»
2.
Упражнение «Восьмерка.
Поймать внизу»
3.
Дидактическая
игра
«Волшебный мешочек»
Шахматная доска, белые и 2
черные
поля,
горизонталь,
вертикаль, диагональ, центр,
запись «неподвижной» позиции.
Практическая работа:
1.Игра «Горизонталь»
Игра, показ,
наблюдение
Беседа, опрос
игра
Беседа, опрос
игра
3.9
01.12.
2025
«Вертикаль».
3.10
03.12.
2025
«Вертикаль».
3.11
08.12.
2025
«Диагональ».
2.Дидактическая
игра
«Волшебный мешочек»
3.Упражнение
«Восьмерка.
Поймать внизу»
Шахматная доска, белые и 2
черные
поля,
горизонталь,
вертикаль, диагональ, центр,
запись «неподвижной» позиции.
Практическая работа:
1.
Игра «Горизонталь»
2.
Упражнение «Восьмерка.
Поймать внизу»
3.
Дидактическая
игра
«Угадайка»
Шахматная доска, белые и 2
черные
поля,
горизонталь,
вертикаль, диагональ, центр,
запись «неподвижной» позиции.
Практическая работа:
1.
Игра «Горизонталь»
2.
Упражнение «Восьмерка.
Поймать внизу»
3.
Дидактическая
игра
«Угадайка»
Шахматная доска, белые и 2
черные
поля,
горизонталь,
вертикаль, диагональ, центр,
запись «неподвижной» позиции.
Практическая работа:
1.
Игра «Диагональ»
2.
Упражнение «Вниз-вверх»
Беседа, опрос
игра
Беседа, опрос,
игра
Беседа, опрос,
игра
3.
Дидактическая
«Секретная фигура»
3.12
10.12.
2025
«Диагональ».
3.13
15.12.
2025
«Приключени
яв
Шахматной
стране»
3.14
17.12.
2025
«Приключени
яв
Шахматной
стране»
игра
Шахматная доска, белые и 2
черные
поля,
горизонталь,
вертикаль, диагональ, центр,
запись «неподвижной» позиции.
Практическая работа:
1.
Игра «Диагональ»
2.
Упражнение «Вниз-вверх»
3.
Дидактическая
игра
«Секретная фигура»
Шахматные фигуры. Белые и 2
черные. Ладья, слон, ферзь, конь,
пешка, король.
Практическая работа:
1.
Игра «Приключения в
Шахматной стране»
2.
Упражнение «Вниз-вверх»
3.
Дидактическая
игра
«Угадай»
Беседа, опрос,
игра
Наблюдение за
развитием
эмоциональной
сферы
Больничный лист
Шахматные фигуры. Белые и 2
черные. Ладья, слон, ферзь, конь,
пешка, король.
Практическая работа:
1.Игра
«Приключения
в
Шахматной стране»
2.Упражнение «Вниз-вверх»
3.Дидактическая игра «Угадай»
Наблюдение за
развитием
эмоциональной
сферы
Больничный лист
Дидактическая игра «Угадай»
3.15
22.12.
2025
«Книга
шахматной
мудрости».
3.16
24.12.
2025
«Книга
шахматной
мудрости».
3.17
29.12.
2025
«Лабиринт».
3.18
12.01.
2026
«Лабиринт».
Начальное
положение.
Расстановка
фигур
перед
шахматной партией.
Практическая работа:
1.Игра
«Книга
шахматной
мудрости»
2.Упражнение «Вниз-вверх»
3.Дидактическая
игра
«Что
общего?»
Начальное
положение.
Расстановка
фигур
перед
шахматной партией.
Практическая работа:
1.Игра
«Книга
шахматной
мудрости»
2.Упражнение «Вниз-вверх»
3.Дидактическая
игра
«Что
общего?»
Ладья. Место ладьи в начальном
положении. Ход. Ход ладьи.
Взятие. Практическая работа:
1.Игра «Лабиринт»
2.Упражнение «Вниз-вверх»
3.Дидактическая игра «Большая и
маленькая»
Ладья. Место ладьи в начальном
положении. Ход. Ход ладьи.
Взятие. Практическая работа:
1.Игра «Лабиринт»
2.Упражнение «Вниз-вверх»
3.Дидактическая игра «Большая и
маленькая»
2
Наблюдение за
развитием
эмоциональной
сферы
2
Наблюдение за
развитием
эмоциональной
сферы
2
Наблюдение за
настроем на
совместную
работу
2
Наблюдение за
настроем на
совместную
работу
3.19
14.01.
2026
«Один в поле
воин».
3.20
19.01.
2026
«Один в поле
воин».
3.21
21.01.
2026
«Захват
контрольного
поля».
3.22
26.01.
2026
«Захват
контрольного
поля».
Ладья. Место ладьи в начальном
положении. Ход ладьи. Взятие.
Практическая работа:
1.Игра «Один в поле воин»
2.Упражнение
«Бросил
–
взмахнул – поймал»
3.Дидактическая игра «Мешочек»
Ладья. Место ладьи в начальном
положении. Ход ладьи. Взятие.
Практическая работа:
1.Игра «Один в поле воин»
2.Упражнение
«Бросил
–
взмахнул – поймал»
3.Дидактическая игра «Мешочек»
Ладья. Место ладьи в начальном
положении. Ход ладьи. Взятие.
Практическая работа:
1.Игра «Захват контрольного
поля»
2.Упражнение
«Бросил
–
взмахнул – поймал»
3.Дидактическая игра «Да и нет»
Ладья. Место ладьи в начальном
положении. Ход ладьи. Взятие.
Практическая работа:
1.Игра «Захват контрольного
поля»
2.Упражнение
«Бросил
–
взмахнул – поймал»
3.Дидактическая игра «Да и нет
2
Наблюдение за
настроем на
совместную
работу
2
Наблюдение за
настроем на
совместную
работу
2
Игра, показ,
наблюдение
2
Игра, показ,
наблюдение
3.23
28.01.
2026
«Перехитри
часовых».
3.24
02.02.
2026
«Перехитри
часовых».
3.25
04.02.
2026
«Захват
контрольного
поля».
3.26
09.02.
2026
«Захват
контрольного
поля».
Слон. Место слона в начальном
положении. Ход слона, взятие.
Практическая работа:
1.Игра «Перехитри часовых»
2.Упражнение «Слева направо»
3.Дидактическая игра «Мяч»
Слон. Место слона в начальном
положении. Ход слона, взятие.
Практическая работа:
1.Игра «Перехитри часовых»
2.Упражнение «Слева направо»
3.Дидактическая игра «Мяч»
Слон. Место слона в начальном
положении. Ход слона, взятие.
Практическая работа:
1.Игра «Захват контрольного
поля»
2.Упражнение «Слева направо»
3.Упражнение «Солнце – забор –
камень»
Слон. Место слона в начальном
положении. Ход слона, взятие.
Практическая работа:
1.Игра
поля»
«Захват
контрольного
2.Упражнение «Слева направо»
3.Упражнение «Солнце – забор –
камень»
2
Игра, показ,
наблюдение
2
Игра, показ,
наблюдение
2
Игра, показ,
наблюдение
2
Игра, показ,
наблюдение
3.27
11.02.
2026
«Атака
неприятельск
ой фигуры».
3.28
16.02.
2024
«Атака
неприятельск
ой фигуры».
3.29
18.02.
2026
«Кратчайший
путь».
Ладья против слона. Ладья 2
против слона, две ладьи против
слона, ладья против двух слонов,
две ладьи против двух слонов,
сложные положения. Комплекс
телесно-ориентированных
упражнений.
Практическая работа:
1.Игра «Атака неприятельской
фигуры»
2.Упражнение «Двойной бросок»
3.Упражнение «Ухо - нос».
Ладья против слона. Ладья 2
против слона, две ладьи против
слона, ладья против двух слонов,
две ладьи против двух слонов,
сложные положения. Комплекс
телесно-ориентированных
упражнений.
Практическая работа:
1.Игра «Атака неприятельской
фигуры»
2.Упражнение «Двойной бросок»
3.Упражнение «Ухо - нос».
Ферзь. Место ферзя в начальном 2
положении. Ход ферзя, взятие.
Ферзь
–
тяжелая
фигура.
Комплекс
телесноориентированных упражнений.
Игра, показ,
наблюдение
Наблюдение,
игра, показ,
тестовые
задания
Наблюдение,
игра, показ,
тестовые
задания
3.30
25.02.
2026
«Захват
контрольного
поля».
3.31
02.03.
2026
«Кратчайший
путь».
04.03.
2026
«Захват
контрольного
поля».
3.32
Практическая работа:
1.Игра «Кратчайший путь»
2.Упражнение «Двойной бросок»
3. Игра «Попробуй повтори»
Ферзь. Место ферзя в начальном 2
положении. Практическая
работа:
1.Игра «Захват контрольного
поля»
2.Упражнение «Двойной бросок
крест- накрест»
3.Упражнение
«Зеркальное
рисование»
Ферзь. Место ферзя в начальном 2
положении. Ход ферзя, взятие.
Ферзь
–
тяжелая
фигура.
Комплекс
телесноориентированных упражнений.
Практическая работа:
1.Игра «Кратчайший путь»
2.Упражнение «Двойной бросок»
3. Игра «Попробуй повтори»
Ферзь. Место ферзя в начальном 2
положении. Ход ферзя, взятие.
Ферзь
–
тяжелая
фигура.
Комплекс
телесноориентированных упражнений.
Практическая работа:
1.Игра «Захват контрольного
поля»
2.Упражнение «Двойной бросок
крест- накрест»
Игра, показ,
наблюдение за
развитием
эмоциональной
сферы
Наблюдение,
игра, показ,
тестовые
задания
Игра, показ,
наблюдение за
развитием
эмоциональной
сферы
3.33
11.03.
2026
3.34
16.03.
2026
3.35
18.03.
2026
3.Упражнение
«Зеркальное
рисование»
«Ограничение Ферзь против ладьи и слона.
2
Комплекс
телесноподвижности
ориентированных упражнений.
».
Практическая работа:
1.Игра «Ограничение
подвижности»
2.Упражнение «Двойной бросок
крест- накрест»
3.Упражнение
«Найди
одинаковые»
«Ограничение Ферзь против ладьи и слона.
2
подвижности Комплекс телесноориентированных упражнений.
».
Практическая работа:
1.Игра «Ограничение
подвижности»
2.Упражнение «Двойной бросок
крест- накрест»
3.Упражнение «Найди
одинаковые»
«Кратчайший
Конь. Место коня в начальном 2
путь».
положении. Комплекс телесноориентированных упражнений.
Практическая работа:
1.Игра «Кратчайший путь»
2.Упражнение «Двойной бросок
с хлопком в ладоши»
3.Упражнение «Лезгинка»
Игра, показ,
наблюдение за
развитием
эмоциональной
сферы
Игра, показ,
наблюдение
Беседа, опрос
Игра, показ,
наблюдение
Беседа, опрос
3.36
23.03.
2026
3.37
25.03.
2026
3.38
06.04
2026
3.39
08.04
2026
«Кратчайший
путь».
Конь. Место коня в начальном
положении. Комплекс телесноориентированных упражнений.
Практическая работа:
1.Игра «Кратчайший путь»
2.Упражнение «Двойной бросок
с хлопком в ладоши»
3.Упражнение «Лезгинка»
«Игра на
Конь против коня, два коня
уничтожение» против одного, один конь против
двух, два коня против двух.
Комплекс
телесноориентированных упражнений.
Практическая работа:
1.«Игра на уничтожение»
2.Упражнение «Двойной бросок
с хлопком в ладоши»
3.Упражнение «Колечки»
«Игра на
Конь против коня, два коня
уничтожение» против одного, один конь против
двух, два коня против двух.
Комплекс
телесноориентированных упражнений.
Практическая работа:
1.«Игра на уничтожение»
2.Упражнение «Двойной бросок
с хлопком в ладоши»
3.Упражнение «Колечки»
«Ограничение Пешка (пешка против пешки,
подвижности две пешки против одной, одна
пешка против двух, две пешки
».
против двух, многопешечные
2
Игра, показ,
наблюдение
Беседа, опрос
2
Игра, показ,
наблюдение
Беседа, опрос
2
Игра, показ,
Беседа, опрос
Наблюдение за
творческим
развитием
ребенка
2
Игра, показ,
Беседа, опрос
Наблюдение за
творческим
3.40
13.04
2026
4.
4.1
15.04
2026
положения). Комплекс телесноориентированных упражнений.
Практическая работа:
1.Игра
«Ограничение
подвижности»
2.Упражнение
«Подбросил,
прикоснулся и обратно»
3.Упражнение «Колечки»
«Ограничение Пешка (пешка против пешки, две 2
подвижности пешки против одной, одна пешка
против двух, две пешки против
».
двух,
многопешечные
положения). Комплекс телесноориентированных упражнений.
Практическая работа:
1.Игра
«Ограничение
подвижности»
2.Упражнение
«Подбросил,
прикоснулся и обратно»
3.Упражнение «Колечки»
Шахматная
22
партия
развитием
ребенка
«Атака
неприятельск
ой фигуры».
Анализ
Наблюдение,
игра, показ
Тест –
опросник
Король против других фигур. 2
Место короля в начальном
положении. Ход короля, взятие.
Короля не бьют, но и под бой его
ставить нельзя.
Практическая работа:
1.Игра «Атака неприятельской
фигуры»
2.Упражнение «Падение мяча с
движением рук»
Игра, показ,
Беседа, опрос
Наблюдение за
творческим
развитием
ребенка
4.2
20.04
2026
«Атака
неприятельск
ой фигуры».
Король против других фигур. 2
Место короля в начальном
положении. Ход короля, взятие.
Короля не бьют, но и под бой его
ставить нельзя.
Практическая работа:
1.Игра «Атака неприятельской
фигуры»
2.Упражнение «Падение мяча с
движением рук»
Наблюдение,
игра, показ
Диагностическ
ие игры
4.3
22.04
2026
«Игра на
Король. Место короля в
2
уничтожение» начальном положении. Ход
короля, взятие. Короля не бьют,
но и под бой его ставить нельзя.
Практическая работа:
1.Игра «Игра на уничтожение»
2.Упражнение
«Подбросил,
прикоснулся и обратно»
Наблюдение,
игра, показ
Диагностическ
ие игры
4.4
27.04
2026
«Игра на
Король. Место короля в
2
уничтожение» начальном положении. Ход
короля, взятие. Короля не бьют,
но и под бой его ставить нельзя.
Практическая работа:
1.Игра «Игра на уничтожение»
2.Упражнение
«Подбросил,
прикоснулся и обратно»
Наблюдение,
игра, показ
Диагностическ
ие игры
4.5
29.04
2026
«Защита от
шаха».
Шах ферзем, ладьей, слоном, 2
конем, пешкой.
Практическая работа:
Анализ
1.Игра «Атака неприятельской
фигуры»
2.Упражнение «Падение мяча с
движением рук»
4.6
04.05.
2026
«Защита от
шаха».
4.7
06.05.
2026
«Первый
шах».
4.8
4.9
13.05.
2026
«Мат или не
мат».
Шах ферзем, ладьей, слоном, 2
конем, пешкой.
Практическая работа:
1.Игра «Атака неприятельской
фигуры»
2.Упражнение «Падение мяча с
движением рук»
Объединение тем:
2
«Первый шах». Открытый шах.
Двойной шах.
Практическая работа:
1.Игра «Первый шах»
2.Упражнение «Подбросил поймал сверху»
«Первый шах». Открытый шах.
Двойной шах.
Практическая работа:
1.Игра «Первый шах»
2.Упражнение «Подбросил поймал сверху»
Объединение тем:
2
Мат ферзем, ладьей, слоном,
конем, пешкой.
Практическая работа:
1. Игра «Мат или не мат»
2.Упражнение «Подбросил поймал сверху»
Наблюдение,
игра, показ
Наблюдение,
игра, показ
Тестовое
задание
Наблюдение,
игра, показ
Тестовое
задание
4.10. 11.05.
2026
«Мат или не
мат».
1. Игра «Мат или не мат»
2.Упражнение «Подбросил
поймал сверху»
4.11. 18.05.
2026
«Мат в один
ход».
Объединение тем:
2
Мат в один ход ферзем, ладьей,
слоном, конем, пешкой (простые
примеры).
Практическая работа:
1. Игра «Мат в один ход»
2.Упражнение
«Подбросил,
сделал полукруг»
4.13
4.14
20.05.
2026
«Рокировка».
2
-
Мат в один ход ферзем, ладьей,
слоном, конем, пешкой (простые
примеры).
Практическая работа:
1. Игра «Мат в один ход»
2.Упражнение
«Подбросил,
сделал полукруг»
Объединение тем:
2
Длинная и короткая рокировка.
Правила рокировки.
Практическая работа:
1. Игра «Рокировка»
2.Упражнение
«Подбросил,
сделал полукруг»
Длинная и короткая рокировка.
Правила рокировки.
Практическая работа:
1. Игра «Рокировка»
Наблюдение,
игра, показ
Тестовое
задание
Анализ
Наблюдение,
игра, показ
Наблюдение,
игра, показ
Тестовое
задание
5.
25.05.
2026
Итоговое
занятие
Итого часов:
2.Упражнение
«Подбросил,
сделал полукруг»
«Шахматный турнир»
2
Итоговый срез
знаний
132
02.11.2025 – каникулы.
03.11.2025, 04.11.2025, 23.02.2026, 09.03.2026, 01.05.2026 – праздничные дни.
31.12.2025 – 11.01.2026 – каникулы.
28.03.2026 – 05.04.2026 – каникулы.
1.
2.
02.09.
2025
Вводное
занятие.
Судейство и
организация
соревнований
Правила безопасности и
внутреннего распорядка.
Организационные вопросы
программы обучения.
Диагностика уровня подготовки
учащихся.
Зачёт по основным положениям
шахматного кодекса.
2
Наблюдение
за
взаимодейств
ием с другими
детьми
Диагностичес
кие игры
12
Форма контроля
Количество часов
Форма занятий
Тема занятий
Дата
Форма контроля
Количество часов
Форма занятий
Тема занятий
№ Раздела Тема в
соответствии с программой
учебного плана
Дата
Календарный (тематический) план
Год обучения 3
3 «А» класс
Время и место проведения занятий – в соответствии с расписанием, утвержденным Директором.
2.1
04.09.
2025
Нарушения турн
ирной
дисциплины
Введение в судейство.
Понятие судейства в шахматах.
Структура судейской коллегии.
Права и обязанности главного
судьи. Документация для
проведения соревнования.
Практическое задание:
Составление списка
необходимых документов
Правила проведения
соревнований. Виды турниров и
их особенности. Система
проведения соревнований.
Порядок записи партий.
Контроль времени в шахматах.
Практическое задание:
Организация тренировочного
турнира.
2
Наблюдение,
диагностика,
опрос
2.2
09.09.•
2025
Круговая
система проведе
ния
соревнований
2
Наблюдение,
игра, показ
2.3
11.09.
2025
Олимпийская
система проведе
ния
соревнований
Судейство в процессе игры.
Начальный контроль партии.
Правила поведения участников.
Разрешение спорных ситуаций.
Фиксирование нарушений.
Практическое задание: Разбор
типичных ситуаций на доске.
2
Наблюдение,
игра, показ,
тестовые
задания
2.4
16.09.
2025
Швейцарская
система проведе
ния
соревнований
Судейство в особых случаях.
Правила рокировки. Взятие на
проходе. Превращение пешки
2
Наблюдение,
игра, показ
Шахматные нотации и их
контроль
Практическое задание: Анализ
сложных позиций.
2.5
18.09.
2025
Практическое
судейство парти
й
Завершение партии.
Правила определения результата.
Оформление протокола партии.
Подведение итогов тура.
Порядок апелляции
Практическое задание:
Заполнение турнирных
протоколов.
2
Наблюдение,
игра, показ
2.6
23.09.
2025
Система
судейства в
соревнованиях
Итоговая аттестация.
Тестирование теоретических
знаний.
Практический экзамен по
судейству.
Разбор ошибок и их
предотвращение.
Выдача рекомендаций по
дальнейшему развитию.
2
Наблюдение,
диагностичес
кие игры
3.
3.1
25.09.
2025
Исторический
обзор (4 часа)
Великие
шахматисты: В.
Стейниц
8
Ранние годы и становление
Происхождение и детство в
Праге.
Первые успехи в турнирах.
Венского шахматного общества.
2
Наблюдение,
диагностичес
кие игры
3.2
30.09.
2025
Великие
шахматисты: Э.
Ласкер
3.3
02.10
2025
Великие
шахматисты: Х.Р. Капабланка
3.4
07.10
2025
Великие
шахматисты: А.
Алёхин
4.
4.1
09.10
2025
Миттельшпиль
Тактические
приемы в
миттельшпиле
Стратегические принципы
Стейница.
Выдача рекомендаций по
дальнейшему развитию.
Детство и юность Э. Ласкер
Происхождение и семья
Алехина.
Путь к мировому чемпионству.
Решение задач в стиле Алехина.
Анализ партий с
использованием тактических
приемов Алехина.
Детство и юность Х.-Р.
Капабланка
Происхождение и семья
Алехина.
Путь к мировому чемпионству.
Решение задач в стиле Алехина.
Анализ партий с
использованием тактических
приемов Алехина.
Детство и юность А. Алехина.
Происхождение и семья
Алехина.
Путь к мировому чемпионству.
Решение задач в стиле Алехина.
Анализ партий с
использованием тактических
приемов Алехина.
Контроль ключевых полей.
Создание слабостей в позиции
соперника и защиту короля.
2
Наблюдение,
диагностичес
кие игры
2
Наблюдение,
игра, показ
2
Наблюдение,
игра, показ
32
2
Наблюдение,
игра, показ
4.2
14.10
2025
Позиционные
элементы в
миттельшпиле
Тактические приемы: Борьба за
2
центр, контроль открытых линий,
комбинации и защита короля.
4.3
16.10
2025
Практические
партии
4.4
21.10
2025
Атакующие
комбинации
4.5
23.10.
2025
Защитные
приемы
4.6
06.11. Практические
2025 партии
4.7
11.11. Пространственн
2025 ое
преимущество
Выдвижение центральных
пешек, развитие коней, размен
центральных пешек.
Контроль открытых линий.
Сдваивание ладей. Занятие
полуоткрытой линии.
Размен фигур — эффективный
способ упрощения позиции:
Равный размен помогает
уравнять материальное
соотношение.
Выгодный размен позволяет
получить позиционное
преимущество.
Невыгодный размен следует
избегать, если он ослабляет
позицию.
Активность
фигур. Защищающаяся сторона
должна поддерживать
активность своих фигур, не
допуская их пассивного
размещения.
Пространственный
контроль достигается через:
Наблюдение,
диагностичес
кие игры
2
2
2
2
Наблюдение,
диагностичес
кие игры
Наблюдение,
диагностичес
кие игры
Игра, показ,
наблюдение
4.8
13.11. Временной
2025 фактор в
шахматах
4.9
18.11. Практические
2025 партии
4.10
20.11.
2025
Мобильность
фигур
Ограничение
подвижности фигур
противника.
Захват открытых линий для
своих фигур.
Контроль диагоналей для
дальнобойных фигур.
Создание
пространства достигается
через:
Пешечные прорывы в центре
Размены пешек для открытия
линий
Перегруппировку фигур для
улучшения позиций
Контроль центра. Удержание
центральных полей или
ограничение контроля
противника над ними.
2
Игра, показ,
наблюдение
2
Факторы, влияющие на
2
мобильность:
Открытые линии — вертикали и
горизонтали, свободные от
пешек
Диагонали — свободные пути
для слонов и ферзя
Централизация — расположение
фигур ближе к центру доски
Взаимоподдержка —
координация действий между
фигурами
Игра, показ,
наблюдение
Отсутствие пешечных цепей —
свободные пути для
передвижения
4.11
25.11.
2025
Структура
пешечной цепи
4.12
27.11.
2025
Практические
партии
4.13
02.12.
2025
Типичные
планы в
миттельшпиле
4.14
04.12
2025
Практические
партии
Создание
2
пространства достигается
через:
Пешечные прорывы в центре
Размены пешек для открытия
линий
Перегруппировку фигур для
улучшения позиций
Защита короля. Обеспечение
2
безопасности королевской
позиции, особенно при угрозе
атаки.
Активизация фигур:
2
Прорыв пешек для
освобождения пространства
Перемещение фигур на
ключевые пункты
Перегруппировка для усиления
позиции
Создание угроз для
вынуждения соперника к
ответным действиям
Игра, показ,
наблюдение
Раннее развитие коней и
слонов
Контроль центра для создания
пространства
Выведение ферзя на активную
позицию
Игра, показ,
наблюдение
2
Игра, показ,
наблюдение
Активизация ладей по
открытым линиям
4.15
09.12
2025
Защитные
приемы
Активизация фигур:
2
Прорыв пешек для освобождения
пространства
Перемещение фигур на
ключевые пункты
Беседа, опрос
игра
4.16
11.12
2025
Защитные
приемы
Перегруппировка для усиления
позиции
Создание угроз для вынуждения
соперника к ответным действиям
Беседа, опрос
игра
5.
Эндшпиль
5.1
16.12
2025
Правило
квадрата
5.2
18.12
2025
Оппозиция и её
виды
5.3
23.12
2025
Отталкивание
плечом
5.4
25.12
2025
Отрезание
короля
5.5
30.12
2025
Типовые
пешечные
окончания
2
20
Король и пешка против одного
короля. Прохождение пешки в
ферзи.
Противостояние королей.
Ближняя и дальняя, вертикальная
и горизонтальная оппозиции.
Виды оппозиций.
Вытеснение короля соперника с
ключевых позиций. Контроль
ключевых полей.
Линейный метод отрезание
полей доступных вражескому
королю. Ладья против пешки.
Активность короля.
Активизация короля.
Образование проходной пешки.
Наступление королем и
проходной пешкой.
2
Беседа, опрос
игра
2
Беседа, опрос,
игра
2
Беседа, опрос,
игра
2
Беседа, опрос,
игра
2
Наблюдение
за развитием
эмоционально
й сферы
5.6
13.01
2026
Практическое
применение
эндшпильных
приемов
Блокирование путей королю
соперника. Занятие ключевых
полей. Метод треугольника
2
Наблюдение
за развитием
эмоционально
й сферы
5.7
15.01
2026
Решение этюдов
2
5.8
20.01
2026
Составление
задач
Игра на выигрыш или ничью.
Создание подхода для короля.
Агрессивное использование
ладьи.
Превращение пешки.
Использование короля. принцип
не тропиться.
5.9
22.01
2026
Анализ типовых
позиций
Позиции для разных типов
окончаний: пешечного, коневого
и ферзевого.
2
5.10
27.01
2026
Игровые
упражнения
Король и пешка против короля.
2
Наблюдение
за развитием
эмоционально
й сферы
Наблюдение
за развитием
эмоционально
й сферы
Наблюдение
за настроем
на
совместную
работу
Наблюдение
6.
6.1
29.01
2026
2
Дебют
16
Дебют “Защита За белых:
двух коней”
Контроль центра
Развитие фигур
Подготовка к рокировке
Атака на королевском фланге
За черных:
Контрнападение
Активизация фигур
Борьба за центр
Подготовка к развитию
2
Наблюдение
за настроем
на
совместную
работу
6.2
03.02
2026
6.3
05.02.
2026
6.4
10.02.
2026
Дебют “Защита За белых:
Филидора”
Захват центра
Развитие фигур
Подготовка к рокировке
Создание позиционного
преимущества
За чёрных:
Контрдавление в центре
Развитие фигур
Подготовка к рокировке
Борьба за инициативу
Дебют
За белых:
“Ферзевый
Захват центра
гамбит”
Развитие фигур
Подготовка к рокировке
Создание позиционного
преимущества
За чёрных:
Контрдавление в центре
Развитие фигур
Подготовка к рокировке
Борьба за инициативу
Ведение
Изучение теории:
конспекта дебют Анализ базовых вариантов
ного репертуара Изучение ключевых позиций
Практическая отработка:
Решение тестовых позиций
Игра с компьютером
Анализ сыгранных партий
Систематизация знаний:
Внесение новых вариантов
Корректировка планов
Обновление конспекта
2
Наблюдение
за настроем
на
совместную
работу
2
Игра, показ,
наблюдение
2
Игра, показ,
наблюдение
6.5
12.02.
2026
6.6
17.02.
2026
6.7
19.02.
2026
6.8
24.02.
2026
Этюдные
Пример 1: Атака на королевский
приемы в дебюте фланг
Разрушение пешечной структуры
Прорыв пешек
Атакующие действия фигур
Пример 2: Центральные
омбинации
Создание слабостей в центре
Прорыв пешек
Комбинационные удары
Практические
Практические упражнения:
партии
Решение дебютных задач
Анализ миттельшпильных
позиций
Отработка эндшпильных техник
Игра с контролем времени
Анализ дебютов При анализе партий:
Изучение дебюта
Оценка миттельшпильных
планов
Анализ эндшпильных позиций
Выявление ошибок
Комбинационны Основные виды комбинаций
е
элементы в 1. Жертвы материала
дебюте
Жертва пешек для захвата центра
Жертва фигур ради инициативы
Комбинационные удары с
последующим выигрышем
2. Тактические приемы
Двойные удары
Связки фигур
Открытые линии
Запутывания фигур
2
Игра, показ,
наблюдение
2
Игра, показ,
наблюдение
2
Игра, показ,
наблюдение
2
Игра, показ,
наблюдение
7.
Игровая
практика
30
7.1
26.02.
2026
Тренировочные
партии
Анализ сыгранных партий
Решение задач
Составление комбинаций
7.2
03.03.
2026
Тренировочные
партии
Анализ сыгранных партий
Решение задач
Составление комбинаций
7.3
05.03.
2026
Тренировочные
партии
Анализ сыгранных партий
Решение задач
Составление комбинаций
7.4
10.03.
2026
Тренировочные
партии
Анализ сыгранных партий
Решение задач
Составление комбинаций
2
7.5
12.03.
2026
Тренировочные
партии
Анализ сыгранных партий
Решение задач
Составление комбинаций
2
7.6
17.03.
2026
Практическая
Анализ типовых позиций
игра с записью
партий
2
7.7
19.03.
2026
Тренировочные
партии
2
Анализ сыгранных партий
Решение задач
2
2
Наблюдение,
игра, показ,
тестовые
задания
Наблюдение,
игра, показ,
тестовые
задания
Игра, показ,
наблюдение
за развитием
эмоционально
й сферы
Наблюдение,
игра, показ,
тестовые
задания
Игра, показ,
наблюдение
за развитием
эмоционально
й сферы
Наблюдение,
игра, показ.
Составление комбинаций
7.8
24.03.
2026
Тренировочные
партии
7.9
26.03.
2026
Тренировочные
партии
7.10
07.04.
2026
Тренировочные
партии
7.11
09.04.
2026
Тренировочные
партии
7.12
14.04.
2026
Тренировочные
партии
7.13
16.04.
2026
Тренировочные
партии
7.14
21.04.
2026
7.15
23.04.
2026
8.
8.1
28.04.
2026
Анализ сыгранных партий
Решение задач
Составление комбинаций
Анализ сыгранных партий
Решение задач
Составление комбинаций
Анализ сыгранных партий
Решение задач
Составление комбинаций
Анализ сыгранных партий
Решение задач
Составление комбинаций
Анализ сыгранных партий
Решение задач
Составление комбинаций
Анализ сыгранных партий
Решение задач
Составление комбинаций
Анализ типовых позиций
2
Наблюдение,
игра, показ.
2
Наблюдение,
игра, показ.
2
Наблюдение,
игра, показ.
2
Наблюдение,
игра, показ.
2
Наблюдение,
игра, показ.
2
Наблюдение,
игра, показ.
Практическая
игра с записью
партий
Практическая
Анализ типовых позиций
игра с записью
партий
Квалификацио
нные турниры
2
Наблюдение,
игра, показ.
2
Наблюдение,
игра, показ.
Турнирная
практика
2
Анализ турнирных партий
Работа над ошибками
Психологическая подготовка
16
Игра, показ,
наблюдение
за развитием
эмоционально
й сферы
Игра, показ,
наблюдение
Беседа, опрос
8.2
30.04.
2026
Турнирная
практика
Анализ турнирных партий
Работа над ошибками
Психологическая подготовка
2
8.3
05.05.
2026
Турнирная
практика
Анализ турнирных партий
Работа над ошибками
Психологическая подготовка
2
Игра, показ,
наблюдение
Беседа, опрос
8.4
07.05.
2026
Турнирная
практика
2
8.5
12.05.
2026
Турнирная
практика
8.6
14.05.
2026
Турнирная
практика
8.7
8.8
19.05.
2026
Турнирная
практика
Анализ турнирных партий
Работа над ошибками
Психологическая подготовка
Анализ турнирных партий
Работа над ошибками
Психологическая подготовка
Анализ турнирных партий
Работа над ошибками
Психологическая подготовка
Объединение тем:
Анализ турнирных партий
Работа над ошибками
Психологическая подготовка
Игра, показ,
наблюдение
Беседа, опрос
Игра, показ,
наблюдение
Беседа, опрос
Игра, показ,
наблюдение
Беседа, опрос
Игра, показ,
наблюдение
Беседа, опрос
8.9
21.05.
2026
Турнирная
практика
Анализ турнирных партий
Работа над ошибками
Психологическая подготовка
Анализ турнирных партий
Работа над ошибками
Психологическая подготовка
2
2
2
2
Игра, показ,
наблюдение
Беседа, опрос
9.1
26.05
2026
Подведение
итогов года
обучения
Итого:
Анализ достижений учащихся
Планирование дальнейшего
развития
2
Выдача
рекомендаций
по
самостоятель
ной работе
138
02.11.2025 – каникулы.
03.11.2025, 04.11.2025, 23.02.2026, 09.03.2026, 01.05.2026 – праздничные дни.
31.12.2025 – 11.01.2026 – каникулы.
28.03.2026 – 05.04.2026 – каникулы.