Рабочася программа Я открываю мир шахмат Охоткина Н.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Я открываю мир шахмат» разработана на основе дополнительной общеразвивающей программы «Я открываю мир
шахмат», которая ставит своей целью организацию образовательного процесса, адресована обучающимся 7-18 лет и рассчитана на 2 года
обучения.
2025-2026 учебном году по программе обучаются дети 7-18 лет, 2-й год обучения, общий объем часов – 140 часов (2 занятия в неделю по 2
часа) из расчета 35 календарных недель.
Цель 2-го года обучения: развитие творческого и интеллектуального потенциала средствами игры в шахматы, удовлетворение
образовательных потребностей каждого ребёнка, сохранение и поддержание его физического и психического здоровья.
Поставленная цель программы определяет решение ряда задач:
Обучающие:
- учить ориентироваться на плоскости, думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности;
- формировать у обучающихся умение эффективно играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений
правил игры в шахматы и умения ставить мат;
- учить применять на практике различные методы и приемы в игре шахматы;
- способствовать освоению основных шахматных понятий: шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие,
начальная позиция, шахматная нотация, взаимодействие между фигурами на шахматной доске, ценность шахматных фигур, рокировка, пат,
мат, ничья, шахматные часы.
Воспитательные:
- формировать у обучающихся навыки эффективного социального взаимодействия, способствующих успешной социализации детей , через
вовлечение их в активную творческую деятельность дополнительного образования.
- формировать навыки совместной работы: взаимопомощь, стремление помочь, тактичность, умение идти на компромисс;
- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим: дружелюбие, готовность сотрудничать, вежливость, дисциплинированность.
Развивающие:
- развивать концентрацию и устойчивое внимание, умение анализировать;
-развивать внимание, образное мышление, эмоциональный настрой познавательный интерес;
- развивать межполушарное взаимодействие.
Количество групп: 3.
П. Троицкий - 2 «А» класс – 5 человек, 2 «В» класс – 5 человек.
Г.Талица - 2 «Б» класс – 5 человек.
Занятия в группе проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Формы организации учебного процесса: групповые.
В соответствии с программой каждое занятие состоит из теоретической части (45 часов в год) и практической части (95 часов в год) -140 часов.

Цель 2-го года обучения: развитие творческого и интеллектуального потенциала средствами игры в шахматы, удовлетворение
образовательных потребностей каждого ребёнка, сохранение и поддержание его физического и психического здоровья.
Поставленная цель программы определяет решение ряда задач:
Обучающие:
- формировать у обучающихся умение эффективно играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений
правил игры в шахматы и умения ставить мат;
- учить применять на практике различные методы и приемы в игре шахмат;
- способствовать освоению основных шахматных понятий: шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие,
начальная позиция, шахматная нотация, взаимодействие между фигурами на шахматной доске, ценность шахматных фигур, рокировка, пат,
мат, ничья, шахматные часы.
Воспитательные:
- формировать у обучающихся навыки эффективного социального взаимодействия, способствующих успешной социализации детей, через
вовлечение их в активную творческую деятельность дополнительного образования.
- формировать навыки совместной работы: взаимопомощь, стремление помочь, тактичность, умение идти на компромисс;
- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим: дружелюбие, готовность сотрудничать, вежливость, дисциплинированность.
Развивающие:
- развивать концентрацию и устойчивое внимание, умение анализировать;
-развивать внимание, образное мышление, эмоциональный настрой познавательный интерес;
- развивать межполушарное взаимодействие.
Количество групп: 2
Занятия в группе проводятся 2 раза в неделю по 2 часа
Формы организации учебного процесса: групповые.
Формы обучения: беседа, практикум, вводное занятие, по углублению знаний, творческие.
Итоговая аттестации обучающихся (срез знаний) осуществляется в форме: игровая программа.
Текущая
аттестация проводится в период в конце каждой четверти,
(итоговая) аттестация проводится в мае месяце 2026 года.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
- социализация в образовательном пространстве общеобразовательного учреждения;
- выражает свои мысли и желания, использует речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний;
- адекватно понимает причины успешности/не успешности творческой деятельности;
- имеет индивидуальные достижения по освоению программы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- проявляет познавательную инициативу;

- самостоятельно учитывает выделенные педагогом ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывает практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находит варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные УУД
- умеет соблюдать корректность в высказываниях;
- использует речь для регуляции своего действия;
- с учетом целей коммуникации умеет достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения
действия;
- владеет монологической и диалогической формой речи.
Познавательные УУД
- анализирует объекты, выделяет главное;
- проводит сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливает причинно-следственные связи;
- строит рассуждения об объекте;
Предметные результаты:
- имеет понятие о физической культуре;
- умеет записывать шахматную партию краткой и полной нотацией;
- может реализовывать материальный перевес (матовать одинокого короля тяжелыми фигурами, а также королем и ферзем и королем и
ладьей);
- проводить элементарные комбинации на достижение мата или пата, на выигрыш материала.

1.1

01.09.
2025

2.

2.1

03.09.
2025

Вводное
занятие.

Из чего
состоит
шахматная
партия
Шахматная
партия начало
(дебют),
середина
(миттельшпил
ь),

Правила поведения и личной 2
гигиены на занятиях. Игровая
программа: «Как мы летом
отдыхали»
Викторина
“Путешествие
в
страну ПДД”

Наблюдение за
взаимодействи
ем с другими
детьми
Диагностическ
ие игры

28

Установление
контактов, 2
способствующих
достижению
взаимопонимания.
Практическая работа:
1.Упражнение
«Барометр
настроения»
2. Игра в шахматы.

Наблюдение,
диагностика,
опрос

Форма контроля

Количество часов

Форма занятий

Тема занятий

Дата

Форма контроля

Количество часов

Форма занятий

Тема занятий

№ Раздела Тема в
соответствии с программой
учебного плана
Дата

Календарный (тематический) план
Год обучения 2
2 «А», «В» класс
Время и место проведения занятий – в соответствии с расписанием, утвержденным Директором.

2.2

08.09.
2025

2.3

10.09.
2025

2.4

15.09.
2025

2.5

17.09.
2025

2.6

22.09.
2025

окончание(эн
дшпиль)
Шахматная
партия начало
(дебют),
середина
(миттельшпил
ь),
окончание(эн
дшпиль)
Десять правил
для
начинающих
в дебюте

Установление
контактов, 2
способствующих
достижению
взаимопонимания.
Практическая работа:
1.Упражнение
«Барометр
настроения»
2. Игра в шахматы.

Принципы развития дебюта.
Основные цели дебюта. Главное –
быстрое развитие фигур и борьба
за центр.
Практическая работа:
1. Игра «Собери пазлы»
2. Игра в шахматы.
Десять правил Принципы развития дебюта.
для
Основные цели дебюта. Главное
начинающих
– быстрое развитие фигур и
в дебюте
борьба за центр.
Практическая работа:
1. Игра «Собери пазлы»
2. Игра в шахматы.
Простейшие
Мат в один ход. Двойной,
схемы
вскрытый шах. Линейный мат
достижения
двумя ладьями. Мат ферзем и
матовых
ладьей. Детский мат.
ситуаций
Практическая работа:
1.
Игра, записи партии
2.
Упражнение «Слева
направо»
Простейшие
Мат в один ход. Двойной,
схемы
вскрытый шах. Линейный мат
достижения
двумя ладьями. Мат ферзем и
матовых
ладьей. Детский мат.
ситуаций
Практическая работа:

Наблюдение,
игра, показ

2

Наблюдение,
игра, показ,
тестовые
задания

2

Наблюдение,
игра, показ

2

Наблюдение,
игра, показ

2

Наблюдение,
диагностически
е игры

1.
Игра, записи партии
2.
Упражнение «Слева
направо»
Решение
Решение задач на отработку
задач
на ходов шахматными фигурами
Практическая работа:
отработку
1.«Ходы шахматных фигур»
ходов
2.Игра «Смотрите внимательно»
шахматными 3.Упражнение «Слева направо»
фигурами

2.7

24.09.
2025

2.8

29.09.
2025

2.9

01.10.
2025

2.10

06.10.
2025

Взятие фигур

2.11

08.10.
2025

Постановка
шаха и мата.

Решение
задач на
отработку
ходов
шахматными
фигурами
Взятие фигур

Решение задач на отработку
ходов шахматными фигурами
Практическая работа:
1.«Ходы шахматных фигур»
2.Игра «Смотрите внимательно»
3.Упражнение «Слева направо»
Решение задач на отработку
ходов шахматными фигурами;
взятие фигур
Практическая работа:
1.Отработка ходов, взятие фигур
2.Развитие тонкой моторики
пальцев рук: «Колечки»
Решение задач на отработку
ходов шахматными фигурами;
взятие фигур
Практическая работа:
1.Отработка ходов, взятие фигур
2.Развитие тонкой моторики
пальцев рук: «Колечки»
Постановка шаха и мата.
1.Постановка шаха и мата
2.Развитие тонкой моторики
пальцев рук: «Колечки»

2

Наблюдение,
диагностически
е игры

2

Наблюдение,
диагностически
е игры

2

Наблюдение,
игра, показ

2

Наблюдение,
игра, показ

2

Наблюдение,
игра, показ

2.12

13.10.
2025

Постановка
шаха и мата.

2.13

15.10.
2025

Мат в один
ход.

2.14

20.10
2025

Мат в один
ход.

3

Постановка шаха и мата.
1.Постановка шаха и мата
2.Развитие тонкой моторики
пальцев рук: «Колечки»
Мат в один ход.
Практическая работа:
1.Упражнение «Нарисовать
восьмерку»
2.Игра в шахматы.
Мат в один ход.
Практическая работа:
1.Упражнение «Нарисовать
восьмерку»
2.Игра в шахматы.

Нападение
на фигуру
созданием
удара

3.1

22.10
2025

Двойной,
вскрытый
шах.

3.2

05.11.
2025

Двойной,
вскрытый
шах.

2

Наблюдение,
диагностически
е игры

2

Наблюдение,
диагностически
е игры

2

Наблюдение,
диагностически
е игры

80

Сквозное нападение (рентген).
Перекрытие. Сочетание приемов
нападения. Угроза мата в один
ход. Создание угрозы мата. О
противодействии угрозы мата.
Полезные и опрометчивые шаги.
Практическая работа:
1.Игра «Что изменилось?»
2. Игра «Двойной, вскрытый
шах»
Сквозное нападение (рентген).
Перекрытие. Сочетание приемов
нападения. Угроза мата в один
ход. Создание угрозы мата. О
противодействии угрозы мата.
Практическая работа:
1.Игра «Что изменилось?»

2

2

Игра, показ,
наблюдение

Игра, показ,
наблюдение

2.Игра «Двойной, вскрытый
шах»
3.3

10.11.
2025

3.4

12.11.
2025

3.5

17.11.
2025

3.6

19.11.
2025

3.7

24.11.
2025

Линейный
мат двумя
ладьями

Нападение на фигуру с
созданием удара. Нападение на
фигуру устрашением
защищающего удара.
Практическая работа:
1. Линейный мат двумя ладьями
Линейный
Нападение на фигуру с
созданием удара. Нападение на
мат двумя
фигуру устрашением
ладьями
защищающего удара.
Практическая работа:
1. Линейный мат двумя ладьями
Мат ферзем и Выполнение задания, используя
компьютерные программы
ладьей
Практическая работа:
1.Задание по компьютерной
программе «Мат ферзем и
ладьей»
2.Упражнение «Восьмерка.
Поймать внизу»
Мат ферзем и Выполнение задания, используя
компьютерные программы
ладьей
Практическая работа:
1.Задание по компьютерной
программе «Мат ферзем и
ладьей»
2.Упражнение «Восьмерка.
Поймать внизу»
Защита
Нападение на фигуру с
фигуры
созданием удара. Нападение на
фигуру устрашением
защищающего удара.
Практическая работа:
1.Игра «Защита фигуры»

2

Игра, показ,
наблюдение

2

Игра, показ,
наблюдение

2

Игра, показ,
наблюдение

2

Игра, показ,
наблюдение

2

Беседа, опрос
игра

2.Упражнение «Восьмерка.
Поймать внизу»
3.8

26.11.
2025

Защита
фигуры

01.12.
2025

Вилка.
Обмен.
Подставка

3.10

03.12
2025

Вилка.
Обмен.
Подставка

3.11

08.12
2025

«Угроза мата
в один ход».

3.9

Нападение на фигуру с
созданием удара. Нападение на
фигуру устрашением
защищающего удара.
Практическая работа:
1.Игра «Защита фигуры»
2.Упражнение «Восьмерка.
Поймать внизу»
Нападение на фигуру с
созданием удара. Нападение на
фигуру устрашением
защищающего удара.
Практическая работа:
1.
Игра «Вилка. Обмен.
Подставка»
2.
Упражнение «Восьмерка.
Поймать внизу»
Нападение на фигуру с
созданием удара. Нападение на
фигуру устрашением
защищающего удара.
Практическая работа:
1.
Игра «Вилка. Обмен.
Подставка»
2.
Упражнение «Восьмерка.
Поймать внизу»
Двойной, вскрытый шах.
Линейный мат двумя ладьями.
Мат ферзем и ладьей. Детский
мат.
Практическая работа:
1.Игра «Угроза мата в один ход»
2.Упражнение «Вниз-вверх»

2

Беседа, опрос
игра

2

Беседа, опрос
игра

2

Беседа, опрос,
игра

2

Беседа, опрос,
игра

3.12

10.12
2025

«Угроза мата
в один ход».

Двойной, вскрытый шах.
Линейный мат двумя ладьями.
Мат ферзем и ладьей. Детский
мат.
Практическая работа:
1.Игра «Угроза мата в один ход»
2.Упражнение «Вниз-вверх»

3.13

15.12
2025

Противодейст
вии угрозы
мата

3.14

17.12
2025

Противодейст
вии угрозы
мата

Двойной, вскрытый шах.
2
Линейный мат двумя ладьями.
Мат ферзем и ладьей
Практическая работа:
1.Игра «Противодействии угрозы
мата»
2.Упражнение «Вниз-вверх»
Двойной, вскрытый шах.
2
Линейный мат двумя ладьями.
Мат ферзем и ладьей
Практическая работа:
1.Игра «Противодействии угрозы
мата»
2.Упражнение «Вниз-вверх»

3.15

22.12
2025

Курс
шахматных
окончаний

3.16

24.12
2025

Курс
шахматных
окончаний

3.17

29.12
2025

Пешечные
окончания

Дидактическая игра «Угадай»
Пешечные окончания. Правило
квадрата. Начальное положение

2

Беседа, опрос,
игра

Наблюдение за
развитием
эмоциональной
сферы

Наблюдение за
развитием
эмоциональной
сферы

2

Наблюдение за
развитием
эмоциональной
сферы

Пешечные окончания. Правило
квадрата. Начальное положение

2

Наблюдение за
развитием
эмоциональной
сферы

Курс шахматных окончаний.
Пешечные окончания. Правило
квадрата.

2

Наблюдение за
настроем на

3.18

12.01
2026

Пешечные
окончания

3.19

14.01
2026

Ладейные,
коневые и
слоновые
окончания

3.20

19.01
2026

Ладейные,
коневые и
слоновые
окончания

3.21

21.01
2026

Принципы
развития
дебюта

3.22

26.01
2026

Принципы
развития
дебюта

Практическая работа:
1.Игра «Пешечные окончания»
2.Упражнение «Вниз-вверх»
Курс шахматных окончаний.
Пешечные окончания. Правило
квадрата.
Практическая работа:
1.Игра «Пешечные окончания»
2.Упражнение «Вниз-вверх»
Курс шахматных окончаний.
Пешечные окончания. Правило
квадрата. Практическая работа:
1.Игра «Ладейные, коневые и
слоновые окончания»
2.Упражнение «Бросил –
взмахнул – поймал»
Курс шахматных окончаний.
Пешечные окончания. Правило
квадрата. Практическая работа:
1.Игра «Ладейные, коневые и
слоновые окончания»
2.Упражнение «Бросил –
взмахнул – поймал»
Основные цели дебюта
Практическая работа:
1.Игра «Принципы развития
дебюта»
2.Упражнение «Бросил –
взмахнул – поймал»
Основные цели дебюта
Практическая работа:
1.Игра «Принципы развития
дебюта»
2.Упражнение «Бросил –
взмахнул – поймал»

совместную
работу
2

Наблюдение за
настроем на
совместную
работу

2

Наблюдение за
настроем на
совместную
работу

2

Наблюдение за
настроем на
совместную
работу

2

Игра, показ,
наблюдение

2

Игра, показ,
наблюдение

3.23

28.01.
2026

Быстрое
развитие
фигур
борьба
центр

Тренировочные партии. Решение
шахматных задач
и Практическая работа:
1.Игра «Быстрое развитие фигур
за
и борьба за центр»
2.Упражнение «Слева направо»
Тренировочные партии. Решение
шахматных задач
Практическая работа:
1.Игра «Быстрое развитие фигур
и борьба за центр»
2.Упражнение «Слева направо»

3.24

02.02
2026

Быстрое
развитие
фигур и
борьба за
центр

3.25

04.02
2026

Преждевреме
нный выход
ферзем

3.26

09.02
2026

3.27

11.02
2026

3.28

16.02
2026

Тренировочные партии. Решение
шахматных задач
Практическая работа:
1.
Игра «Преждевременный
выход ферзем»
2.
Упражнение «Слева
направо»
Преждевреме Тренировочные партии. Решение
шахматных задач
нный выход
Практическая работа:
ферзем
1.
Игра «Преждевременный
выход ферзем»
2.
Упражнение «Слева
направо»
Мат в один
Решение шахматных задач :мат
ход, мат в два в один ход, мат в два хода
Практическая работа:
хода
1.Игра «Мат в один ход, мат в
два хода»
2.Упражнение «Двойной бросок»
Мат в один Решение шахматных задач :мат в
ход, мат в два один ход, мат в два хода
Практическая работа:
хода
1.Игра «Мат в один ход, мат в
два хода»

2

Игра, показ,
наблюдение

2

Игра, показ,
наблюдение

2

Игра, показ,
наблюдение

2

Игра, показ,
наблюдение

2

Игра, показ,
наблюдение

2

Наблюдение,
игра, показ,

2.Упражнение «Двойной бросок»

Мат в один Решение шахматных задач :мат в
ход, мат в два один ход, мат в два хода
Практическая работа:
хода
1.Игра «Мат в один ход, мат в
два хода»
2.Упражнение «Двойной бросок»
Мат в один Решение шахматных задач :мат
ход, мат в два в один ход, мат в два хода
Практическая работа:
хода
1.Игра «Мат в один ход, мат в
два хода»
2.Упражнение «Двойной бросок»

тестовые
задания

3.29

18.02
2026

Наблюдение,
игра, показ,
тестовые
задания

3.30

25.02.
2026

3.31

02.03
2026

Мат в один
ход, мат в два
хода

Решение шахматных задач :мат
в один ход, мат в два хода
Практическая работа:
1.Игра «Мат в один ход, мат в
два хода»
2.Упражнение «Двойной бросок»

2

3.32

04.03.
2026

Мат в один
ход, мат в два
хода

Решение шахматных задач :мат в
один ход, мат в два хода
Практическая работа:
1.Игра «Мат в один ход, мат в
два хода»
2.Упражнение «Двойной бросок»

2

Игра, показ,
наблюдение за
развитием
эмоциональной
сферы

3.33

11.03.
2026

Шахматные
турниры и
соревнования

Решение шахматных задач.
Практическая работа:
1.
Игра «Шахматные
турниры и соревнования.»
2.
Упражнение «Двойной
бросок крест- накрест»

2

Игра, показ,
наблюдение за
развитием
эмоциональной
сферы

2

Игра, показ,
наблюдение за
развитием
эмоциональной
сферы

Наблюдение,
игра, показ,
тестовые
задания

3.34

3.35

3.36

3.37

3.38

16.03.
2026

18.03.
2026

23.03.
2026

25.03.
2026

06.04.
2026

Шахматные
турниры и
соревнования

Решение шахматных задач.
Практическая работа:
1.
Игра «Шахматные
турниры и соревнования.»
2.
Упражнение «Двойной
бросок крест- накрест»

2

Шахматные
турниры и
соревнования

Решение шахматных задач.
Практическая работа:
1.
Игра «Шахматные
турниры и соревнования.»
2.
Упражнение «Двойной
бросок крест- накрест»

2

Шахматные
турниры и
соревнования

Решение шахматных задач.
Практическая работа:
1.
Игра «Шахматные
турниры и соревнования.»
2.
Упражнение «Двойной
бросок крест- накрест»

2

Сеансы
одновременной
игры

Тренировочные партии. Решение
шахматных задач.
Практическая работа:
1.«Сеансы одновременной игры»
2.Упражнение «Двойной бросок
с хлопком в ладоши»

2

Тренировочные партии.
Решение шахматных задач.
Практическая работа:
1.«Сеансы одновременной игры»
2.Упражнение «Двойной бросок
с хлопком в ладоши»

2

Сеансы
одновременной
игры

Игра, показ,
наблюдение
Беседа, опрос

Игра, показ,
наблюдение
Беседа, опрос

Игра, показ,
наблюдение
Беседа, опрос

Игра, показ,
наблюдение
Беседа, опрос

Игра, показ,
Беседа, опрос
Наблюдение за
творческим

развитием
ребенка

3.39

3.40

08.04.
2026

13.04
2026

4.
4.1

Индивидуаль
ные занятия

Индивидуаль
ные занятия

Тренировочные партии.
Решение шахматных задач
Практическая работа:
1.
Игра «Индивидуальные
занятия»
2.
Упражнение «Подбросил,
прикоснулся и обратно»

2

Тренировочные партии. Решение
шахматных задач
Практическая работа:
1.
Игра «Индивидуальные
занятия»
2.
Упражнение «Подбросил,
прикоснулся и обратно»

2

Шахматная
партия
15.04
2026

Игра на
уничтожение

Игра, показ,
Беседа, опрос
Наблюдение за
творческим
развитием
ребенка

Игра, показ,
Беседа, опрос
Наблюдение за
творческим
развитием
ребенка

22
Король. Место короля в
начальном положении. Ход
короля, взятие. Короля не бьют,
но и под бой его ставить нельзя.
Практическая работа:
1.Игра «Игра на уничтожение»
2.Упражнение «Подбросил,
прикоснулся и обратно»

2

Наблюдение,
игра, показ
Диагностическ
ие игры

4.2

20.04
2026

4.3

22.04
2026

4.4

4.5

27.04
2026

29.04
2026

Игра на
уничтожение

Король. Место короля в
начальном положении. Ход
короля, взятие. Короля не бьют,
но и под бой его ставить нельзя.
Практическая работа:
1.Игра «Игра на уничтожение»
2.Упражнение «Подбросил,
прикоснулся и обратно»
Атака
Король против других фигур.
неприятельск Место короля в начальном
ой фигуры
положении. Ход короля, взятие.
Короля не бьют, но и под бой его
ставить нельзя
Практическая работа:
1.Игра «Атака неприятельской
фигуры»
2.Упражнение «Падение мяча с
движением рук»
Атака
Король против других фигур.
неприятельск Место короля в начальном
ой фигуры
положении. Ход короля, взятие.
Короля не бьют, но и под бой его
ставить нельзя
Практическая работа:
1.Игра «Атака неприятельской
фигуры»
2.Упражнение «Падение мяча с
движением рук»
Защита
от Шах ферзем, ладьей, слоном,
шаха
конем, пешкой.
Практическая работа:
1.Игра «Атака неприятельской
фигуры»
2.Упражнение «Падение мяча с
движением рук»

2

Наблюдение,
игра, показ
Диагностическ
ие игры

2

Анализ
Наблюдение,
игра, показ
Тест –
опросник

2

Анализ
Наблюдение,
игра, показ
Тест –
опросник

2

Анализ
Наблюдение,
игра, показ

4.6

4.7
4.8

04.05
2026

06.05
2026

Защита
шаха

от Шах ферзем, ладьей, слоном,
конем, пешкой.
Практическая работа:
1.Игра «Атака неприятельской
фигуры»
2.Упражнение «Падение мяча с
движением рук»
Первый шах Объединение тем:
Открытый шах. Двойной шах.
Практическая работа:
1. Игра «Первый шах»
2. Упражнение «Подбросил поймал сверху»

2

Анализ
Наблюдение,
игра, показ

2

Наблюдение,
игра, показ
Тестовое
задание

Открытый шах. Двойной шах.
Практическая работа:
1. Игра «Первый шах»
2. Упражнение «Подбросил поймал сверху»
4.9

11.05.
2026

Мат или не
мат

Мат ферзем, ладьей, слоном,
конем, пешкой.
Практическая работа:
1. Игра «Мат или не мат»
2. Упражнение «Подбросил поймал сверху»

2

Наблюдение,
игра, показ
Тестовое
задание

2
4.10

13.05
2026

Мат или не
мат

Мат ферзем, ладьей, слоном,
конем, пешкой.
Практическая работа:
1. Игра «Мат или не мат»
2. Упражнение «Подбросил поймал сверху»

Наблюдение,
игра, показ
Тестовое
задание

4.11
4.12

4.13
4.14

18.05
2026

20.05
2026

Мат в один
ход

Рокировка

Рокировка

5.1

25.05
2026

Итоговое
занятие.
Итого:

Объединение тем:
Мат в один ход ферзем, ладьей,
слоном, конем, пешкой (простые
примеры).
Практическая работа:
1. Игра «Мат в один ход»
2. Упражнение «Подбросил,
сделал полукруг»
Мат в один ход ферзем, ладьей,
слоном, конем, пешкой (простые
примеры).
Практическая работа:
1. Игра «Мат в один ход»
2.Упражнение «Подбросил,
сделал полукруг»
Объединение тем:
Длинная и короткая рокировка.
Правила рокировки.
Практическая работа:
1. Игра «Рокировка»
2. Упражнение «Подбросил,
сделал полукруг»
Длинная и короткая рокировка.
Правила рокировки.
Практическая работа:
1. Игра «Рокировка»
2. Упражнение «Подбросил,
сделал полукруг»
«Шахматный турнир»

2

Наблюдение,
игра, показ
Тестовое
задание

2

Наблюдение,
игра, показ
Тестовое
задание

2

Срез знаний

132

02.11.2025 – каникулы.
03.11.2025, 04.11.2025, 23.02.2026, 09.03.2026, 01.05.2026 – праздничные дни.

31.12.2025 – 11.01.2026 – каникулы.
28.03.2026 – 05.04.2026 – каникулы.

1.1

02.09.
2025

2.

2.1

04.09.
2025

Вводное
занятие.

Из чего
состоит
шахматная
партия
Шахматная
партия начало
(дебют),
середина

Правила поведения и личной 2
гигиены на занятиях. Игровая
программа:
«Как
мы
летом
отдыхали»
Викторина “Путешествие в страну
ПДД”

Наблюдение за
взаимодействие
м с другими
детьми
Диагностические
игры

28

Установление
способствующих
взаимопонимания.
Практическая работа:

контактов, 2
достижению

Наблюдение,
диагностика,
опрос

Форма контроля

Количество часов

Форма занятий

Тема занятий

Дата

Форма контроля

Количество часов

Форма занятий

Тема занятий

№ Раздела Тема в
соответствии с программой
учебного плана
Дата

Календарный (тематический) план
Год обучения 2
2 «Б» класс
Время и место проведения занятий – в соответствии с расписанием, утвержденным Директором.

2.2

09.09.
2025

(миттельшпиль
),
окончание(энд
шпиль)
Шахматная
партия начало
(дебют),
середина
(миттельшпиль
),
окончание(энд
шпиль)
Десять правил
для
начинающих в
дебюте

2.3

11.09.
2025

2.4

16.09.
2025

Десять правил
для
начинающих в
дебюте

2.5

18.09.
2025

Простейшие
схемы
достижения
матовых
ситуаций

2.6

23.09.
2025

Простейшие
схемы
достижения
матовых
ситуаций

1.Упражнение
настроения»
2. Игра в шахматы.
Установление
способствующих
взаимопонимания.
Практическая работа:
1.Упражнение
настроения»
2. Игра в шахматы.

«Барометр

контактов, 2
достижению

Наблюдение,
игра, показ

«Барометр

Принципы
развития
дебюта.
Основные цели дебюта. Главное –
быстрое развитие фигур и борьба за
центр.
Практическая работа:
1. Игра «Собери пазлы»
2. Игра в шахматы.
Принципы развития дебюта.
Основные цели дебюта. Главное –
быстрое развитие фигур и борьба за
центр.
Практическая работа:
1. Игра «Собери пазлы»
2. Игра в шахматы.
Мат в один ход. Двойной, вскрытый
шах. Линейный мат двумя
ладьями. Мат ферзем и ладьей.
Детский мат.
Практическая работа:
1.
Игра, записи партии
2.
Упражнение «Слева
направо»
Мат в один ход. Двойной, вскрытый
шах. Линейный мат двумя
ладьями. Мат ферзем и ладьей.
Детский мат.
Практическая работа:
1.
Игра, записи партии

2

Наблюдение,
игра, показ,
тестовые
задания

2

Наблюдение,
игра, показ

2

Наблюдение,
игра, показ

2

Наблюдение,
диагностические
игры

2.
Упражнение «Слева
направо»
Решение задач Решение задач на отработку ходов
на отработку шахматными фигурами
Практическая работа:
ходов
1.«Ходы шахматных фигур»
шахматными
2.Игра «Смотрите внимательно»
фигурами
3.Упражнение «Слева направо»

2.7

25.09.
2025

2.8

30.09.
2025

Решение задач
на отработку
ходов
шахматными
фигурами

2.9

02.10.
2025

Взятие фигур

2.10

07.10.
2025

Взятие фигур

2.11

09.10.
2025

Постановка
шаха и мата.

2.12

14.10.
2025

Постановка
шаха и мата.

2.13

16.10.
2025

Мат в один
ход.

Решение задач на отработку ходов
шахматными фигурами
Практическая работа:
1.«Ходы шахматных фигур»
2.Игра «Смотрите внимательно»
3.Упражнение «Слева направо»
Решение задач на отработку ходов
шахматными фигурами; взятие
фигур
Практическая работа:
1.Отработка ходов, взятие фигур
2.Развитие тонкой моторики
пальцев рук: «Колечки»
Решение задач на отработку ходов
шахматными фигурами; взятие
фигур
Практическая работа:
1.Отработка ходов, взятие фигур
2.Развитие тонкой моторики
пальцев рук: «Колечки»
Постановка шаха и мата.
1.Постановка шаха и мата
2.Развитие тонкой моторики
пальцев рук: «Колечки»
Постановка шаха и мата.
1.Постановка шаха и мата
2.Развитие тонкой моторики
пальцев рук: «Колечки»
Мат в один ход.
Практическая работа:
1.Упражнение «Нарисовать
восьмерку»

2

Наблюдение,
диагностические
игры

2

Наблюдение,
диагностические
игры

2

Наблюдение,
игра, показ

2

Наблюдение,
игра, показ

2

Наблюдение,
игра, показ

2

Наблюдение,
диагностические
игры

2

Наблюдение,
диагностические
игры

2.14

21.10.
2025

3

Мат в один
ход.

2.Игра в шахматы.
Мат в один ход.
Практическая работа:
1.Упражнение «Нарисовать
восьмерку»
2.Игра в шахматы.

Нападение на
фигуру
созданием
удара

3.1

23.10.
2025

Двойной,
вскрытый шах.

3.2

06.11.
2025

Двойной,
вскрытый шах.

3.3

11.11.
2025

Линейный мат
двумя ладьями

3.4

13.11.
2025

Линейный мат
двумя ладьями

2

Наблюдение,
диагностические
игры

80

Сквозное нападение (рентген).
Перекрытие. Сочетание приемов
нападения. Угроза мата в один ход.
Создание угрозы мата. О
противодействии угрозы мата.
Полезные и опрометчивые шаги.
Практическая работа:
1.Игра «Что изменилось?»
2. Игра «Двойной, вскрытый шах»
Сквозное нападение (рентген).
Перекрытие. Сочетание приемов
нападения. Угроза мата в один ход.
Создание угрозы мата. О
противодействии угрозы мата.
Практическая работа:
1.Игра «Что изменилось?»
2.Игра «Двойной, вскрытый шах»
Нападение на фигуру с созданием
удара. Нападение на фигуру
устрашением защищающего удара.
Практическая работа:
1. Линейный мат двумя ладьями
Нападение на фигуру с созданием
удара. Нападение на фигуру
устрашением защищающего удара.
Практическая работа:
1. Линейный мат двумя ладьями

2

Игра, показ,
наблюдение

2

Игра, показ,
наблюдение

2

Игра, показ,
наблюдение

2

Игра, показ,
наблюдение

3.5

18.11.
2025

Мат ферзем и
ладьей

3.6

20.11.
2025

Мат ферзем и
ладьей

3.7

25.11.
2025

Защита фигуры

3.8

3.9

3.10

27.11.
2025

Защита фигуры

02.12.
2025

Вилка. Обмен.
Подставка

04.12.
2025

Вилка. Обмен.
Подставка

Выполнение задания, используя
компьютерные программы
Практическая работа:
1.Задание по компьютерной
программе «Мат ферзем и ладьей»
2.Упражнение «Восьмерка. Поймать
внизу»
Выполнение задания, используя
компьютерные программы
Практическая работа:
1.Задание по компьютерной
программе «Мат ферзем и ладьей»
2.Упражнение «Восьмерка. Поймать
внизу»
Нападение на фигуру с созданием
удара. Нападение на фигуру
устрашением защищающего удара.
Практическая работа:
1.Игра «Защита фигуры»
2.Упражнение «Восьмерка. Поймать
внизу»
Нападение на фигуру с созданием
удара. Нападение на фигуру
устрашением защищающего удара.
Практическая работа:
1.Игра «Защита фигуры»
2.Упражнение «Восьмерка. Поймать
внизу»
Нападение на фигуру с созданием
удара. Нападение на фигуру
устрашением защищающего удара.
Практическая работа:
1.
Игра «Вилка. Обмен.
Подставка»
2.
Упражнение «Восьмерка.
Поймать внизу»
Нападение на фигуру с созданием
удара. Нападение на фигуру
устрашением защищающего удара.
Практическая работа:

2

Игра, показ,
наблюдение

2

Игра, показ,
наблюдение

2

Беседа, опрос
игра

2

Беседа, опрос
игра

2

Беседа, опрос
игра

2

Беседа, опрос,
игра

3.11

09.12.
2025

«Угроза мата в
один ход».

3.12

11.12.
2025

«Угроза мата в
один ход».

3.13

16.12.
2025

Противодейств
ии угрозы мата

3.14

18.12.
2025

Противодейств
ии угрозы мата

3.15

23.12.
2025

Курс
шахматных
окончаний

1.
Игра «Вилка. Обмен.
Подставка»
2.
Упражнение «Восьмерка.
Поймать внизу»
Двойной, вскрытый шах. Линейный
мат двумя ладьями. Мат ферзем и
ладьей. Детский мат.
Практическая работа:
1.Игра «Угроза мата в один ход»
2.Упражнение «Вниз-вверх»
Двойной, вскрытый шах. Линейный
мат двумя ладьями. Мат ферзем и
ладьей. Детский мат.
Практическая работа:
1.Игра «Угроза мата в один ход»
2.Упражнение «Вниз-вверх»
Двойной, вскрытый шах. Линейный
мат двумя ладьями. Мат ферзем и
ладьей
Практическая работа:
1.Игра «Противодействии угрозы
мата»
2.Упражнение «Вниз-вверх»
Двойной, вскрытый шах. Линейный
мат двумя ладьями. Мат ферзем и
ладьей
Практическая работа:
1.Игра «Противодействии угрозы
мата»
2.Упражнение «Вниз-вверх»
Дидактическая игра «Угадай»
Пешечные окончания. Правило
квадрата. Начальное положение

2

Беседа, опрос,
игра

2

Беседа, опрос,
игра

2

Наблюдение за
развитием
эмоциональной
сферы

2

Наблюдение за
развитием
эмоциональной
сферы

2

Наблюдение за
развитием
эмоциональной
сферы

3.16

25.12.
2025

Курс
шахматных
окончаний

Пешечные окончания. Правило
квадрата. Начальное положение

2

Наблюдение за
развитием
эмоциональной
сферы

3.17

30.12.
2025

Пешечные
окончания

2

Наблюдение за
настроем на
совместную
работу

3.18

13.01.
2026

Пешечные
окончания

2

Наблюдение за
настроем на
совместную
работу

3.19

15.01.
2026

Ладейные,
коневые и
слоновые
окончания

2

Наблюдение за
настроем на
совместную
работу

3.20

20.01.
2026

Ладейные,
коневые и
слоновые
окончания

2

Наблюдение за
настроем на
совместную
работу

3.21

22.01.
2026

Принципы
развития
дебюта

2

Игра, показ,
наблюдение

3.22

27.01.
2026

Принципы
развития
дебюта

Курс шахматных окончаний.
Пешечные окончания. Правило
квадрата.
Практическая работа:
1.Игра «Пешечные окончания»
2.Упражнение «Вниз-вверх»
Курс шахматных окончаний.
Пешечные окончания. Правило
квадрата.
Практическая работа:
1.Игра «Пешечные окончания»
2.Упражнение «Вниз-вверх»
Курс шахматных окончаний.
Пешечные окончания. Правило
квадрата. Практическая работа:
1.Игра «Ладейные, коневые и
слоновые окончания»
2.Упражнение «Бросил – взмахнул –
поймал»
Курс шахматных окончаний.
Пешечные окончания. Правило
квадрата. Практическая работа:
1.Игра «Ладейные, коневые и
слоновые окончания»
2.Упражнение «Бросил – взмахнул –
поймал»
Основные цели дебюта
Практическая работа:
1.Игра «Принципы развития
дебюта»
2.Упражнение «Бросил – взмахнул –
поймал»
Основные цели дебюта
Практическая работа:

2

Игра, показ,
наблюдение

3.23

29.01.
2026

3.24

03.02.
2026

3.25

05.02.
2026

3.26

10.02.
2026

3.27

12.02.
2026

3.28

17.02.
2026

1.Игра «Принципы развития
дебюта»
2.Упражнение «Бросил – взмахнул –
поймал»
Тренировочные партии. Решение
Быстрое
развитие фигур шахматных задач
и борьба за Практическая работа:
1.Игра «Быстрое развитие фигур и
центр
борьба за центр»
2.Упражнение «Слева направо»
Тренировочные партии. Решение
Быстрое
развитие фигур шахматных задач
Практическая работа:
и борьба за
1.Игра «Быстрое развитие фигур и
центр
борьба за центр»
2.Упражнение «Слева направо»
Преждевремен Тренировочные партии. Решение
шахматных задач
ный выход
Практическая работа:
ферзем
1.
Игра «Преждевременный
выход ферзем»
2.
Упражнение «Слева
направо»
Преждевремен Тренировочные партии. Решение
шахматных задач
ный выход
Практическая работа:
ферзем
1.
Игра «Преждевременный
выход ферзем»
2.
Упражнение «Слева
направо»
Решение шахматных задач :мат в
Мат в один
один ход, мат в два хода
ход, мат в два
Практическая работа:
хода
1.Игра «Мат в один ход, мат в два
хода»
2.Упражнение «Двойной бросок»
Мат в один ход, Решение шахматных задач :мат в
один ход, мат в два хода
мат в два хода
Практическая работа:
1.Игра «Мат в один ход, мат в два
хода»

2

Игра, показ,
наблюдение

2

Игра, показ,
наблюдение

2

Игра, показ,
наблюдение

2

Игра, показ,
наблюдение

2

Игра, показ,
наблюдение

2

Наблюдение,
игра, показ,

2.Упражнение «Двойной бросок»

Мат в один ход, Решение шахматных задач :мат в
один ход, мат в два хода
мат в два хода
Практическая работа:
1.Игра «Мат в один ход, мат в два
хода»
2.Упражнение «Двойной бросок»
Мат в один ход, Решение шахматных задач :мат в
один ход, мат в два хода
мат в два хода
Практическая работа:
1.Игра «Мат в один ход, мат в два
хода»
2.Упражнение «Двойной бросок»

тестовые
задания

3.29

19.02.
2026

Наблюдение,
игра, показ,
тестовые
задания

3.30

24.02.
2026

3.31

26.02.
2026

Мат в один
ход, мат в два
хода

Решение шахматных задач :мат в
один ход, мат в два хода
Практическая работа:
1.Игра «Мат в один ход, мат в два
хода»
2.Упражнение «Двойной бросок»

2

3.32

03.03.
2026

Мат в один
ход, мат в два
хода

Решение шахматных задач :мат в
один ход, мат в два хода
Практическая работа:
1.Игра «Мат в один ход, мат в два
хода»
2.Упражнение «Двойной бросок»

2

Игра, показ,
наблюдение за
развитием
эмоциональной
сферы

3.33

05.03.
2026

Шахматные
турниры и
соревнования

Решение шахматных задач.
Практическая работа:
1.
Игра «Шахматные турниры
и соревнования.»
2.
Упражнение «Двойной
бросок крест- накрест»

2

Игра, показ,
наблюдение за
развитием
эмоциональной
сферы

3.34

10.03.
2026

Шахматные
турниры и
соревнования

Решение шахматных задач.
Практическая работа:
1.
Игра «Шахматные турниры
и соревнования.»

2

Игра, показ,
наблюдение

2

Игра, показ,
наблюдение за
развитием
эмоциональной
сферы

Наблюдение,
игра, показ,
тестовые
задания

2.
Упражнение «Двойной
бросок крест- накрест»
3.35

3.36

3.37

3.38

12.03.
2026

17.03.
2026

19.03.
2026

24.03.
2026

Беседа, опрос

Шахматные
турниры и
соревнования

Решение шахматных задач.
Практическая работа:
1.
Игра «Шахматные турниры
и соревнования.»
2.
Упражнение «Двойной
бросок крест- накрест»

2

Шахматные
турниры и
соревнования

Решение шахматных задач.
Практическая работа:
1.
Игра «Шахматные турниры
и соревнования.»
2.
Упражнение «Двойной
бросок крест- накрест»

2

Сеансы
одновременной
игры

Тренировочные партии. Решение
шахматных задач.
Практическая работа:
1.«Сеансы одновременной игры»
2.Упражнение «Двойной бросок с
хлопком в ладоши»

2

Сеансы
одновременной
игры

Тренировочные партии. Решение
шахматных задач.
Практическая работа:
1.«Сеансы одновременной игры»
2.Упражнение «Двойной бросок с
хлопком в ладоши»

2

Игра, показ,
наблюдение
Беседа, опрос

Игра, показ,
наблюдение
Беседа, опрос

Игра, показ,
наблюдение
Беседа, опрос

Игра, показ,
Беседа, опрос
Наблюдение за
творческим
развитием
ребенка

3.39

3.40

26.03.
2026

07.04.
2026

4.

Индивидуальн
ые занятия

Индивидуальн
ые занятия

Тренировочные партии. Решение
шахматных задач
Практическая работа:
1.
Игра «Индивидуальные
занятия»
2.
Упражнение «Подбросил,
прикоснулся и обратно»

2

Тренировочные партии. Решение
шахматных задач
Практическая работа:
1.
Игра «Индивидуальные
занятия»
2.
Упражнение «Подбросил,
прикоснулся и обратно»

2

Шахматная
партия

4.1

09.04.
2026

Игра на
уничтожение

4.2

14.04.
2026

Игра на
уничтожение

Игра, показ,
Беседа, опрос
Наблюдение за
творческим
развитием
ребенка

Игра, показ,
Беседа, опрос
Наблюдение за
творческим
развитием
ребенка

26
Король. Место короля в начальном
положении. Ход короля, взятие.
Короля не бьют, но и под бой его
ставить нельзя.
Практическая работа:
1.Игра «Игра на уничтожение»
2.Упражнение «Подбросил,
прикоснулся и обратно»
Король. Место короля в начальном
положении. Ход короля, взятие.
Короля не бьют, но и под бой его
ставить нельзя.
Практическая работа:
1.Игра «Игра на уничтожение»
2.Упражнение «Подбросил,
прикоснулся и обратно»

2

Наблюдение,
игра, показ
Диагностические
игры

2

Наблюдение,
игра, показ
Диагностические
игры

4.3

4.4

4.5

4.6

4.7

16.04.
2026

21.04.
2026

Атака
неприятельско
й фигуры

Атака
неприятельско
й фигуры

23.04.
2026

Защита от шаха

28.04.
2026

Защита от шаха

30.04.
2026

Первый шах

Король против других фигур. Место
короля в начальном положении. Ход
короля, взятие. Короля не бьют, но и
под бой его ставить нельзя
Практическая работа:
1.Игра «Атака неприятельской
фигуры»
2.Упражнение «Падение мяча с
движением рук»
Король против других фигур. Место
короля в начальном положении. Ход
короля, взятие. Короля не бьют, но и
под бой его ставить нельзя
Практическая работа:
1.Игра «Атака неприятельской
фигуры»
2.Упражнение «Падение мяча с
движением рук»
Шах ферзем, ладьей, слоном, конем,
пешкой.
Практическая работа:
1.Игра «Атака неприятельской
фигуры»
2.Упражнение «Падение мяча с
движением рук»
Шах ферзем, ладьей, слоном, конем,
пешкой.
Практическая работа:
1.Игра «Атака неприятельской
фигуры»
2.Упражнение «Падение мяча с
движением рук»
Открытый шах. Двойной шах.
Практическая работа:
1. Игра «Первый шах»
2. Упражнение «Подбросил поймал сверху»

2

Анализ
Наблюдение,
игра, показ
Тест – опросник

2

Анализ
Наблюдение,
игра, показ
Тест – опросник

2

Анализ
Наблюдение,
игра, показ

2

Анализ
Наблюдение,
игра, показ

2

Наблюдение,
игра, показ
Тестовое
задание

4.8

4.9

4.10

4.11
4.12

05.05.
2026

07.05.
2026

12.05.
2026

14.05.
2026

Первый шах

Мат или не
мат

Мат или не мат

Мат в один ход

Открытый шах. Двойной шах.
Практическая работа:
1. Игра «Первый шах»
2. Упражнение «Подбросил поймал сверху»

2

Мат ферзем, ладьей, слоном, конем,
пешкой.
Практическая работа:
1. Игра «Мат или не мат»
2. Упражнение «Подбросил поймал сверху»

2

Мат ферзем, ладьей, слоном, конем,
пешкой.
Практическая работа:
1. Игра «Мат или не мат»
2. Упражнение «Подбросил поймал сверху»

2

Объединение тем:
Мат в один ход ферзем, ладьей,
слоном, конем, пешкой (простые
примеры).
Практическая работа:
1. Игра «Мат в один ход»
2. Упражнение «Подбросил, сделал
полукруг»

2

Мат в один ход ферзем, ладьей,
слоном, конем, пешкой (простые
примеры).
Практическая работа:
1. Игра «Мат в один ход»
2.Упражнение «Подбросил, сделал
полукруг»

Наблюдение,
игра, показ
Тестовое
задание
Наблюдение,
игра, показ
Тестовое
задание

Наблюдение,
игра, показ
Тестовое
задание

Наблюдение,
игра, показ
Тестовое
задание

4.13

19.05.
2026

Рокировка

Длинная и короткая рокировка.
Правила рокировки.
Практическая работа:
1. Игра «Рокировка»
2. Упражнение «Подбросил,
сделал полукруг»

2

Наблюдение,
игра, показ
Тестовое
задание

4.14

21.05.
2026

Рокировка

Длинная и короткая рокировка.
Правила рокировки.
Практическая работа:
1. Игра «Рокировка»
2. Упражнение «Подбросил,
сделал полукруг»
«Шахматный турнир»

2

Наблюдение,
игра, показ

5.1

26.05.
2026

Итоговое
занятие.
Итого:

Тестовое
задание
2

Срез знаний

138

02.11.2025 – каникулы.
03.11.2025, 04.11.2025, 23.02.2026, 09.03.2026, 01.05.2026 – праздничные дни.
31.12.2025 – 11.01.2026 – каникулы.
28.03.2026 – 05.04.2026 – каникулы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».