1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Каллиграфия» разработана на основе
дополнительной общеразвивающей программы «Каллиграфия», которая
ставит своей целью: создание условий для развития формирования у
школьников навыков каллиграфического письма через выполнение
творческих заданий, основанных на занимательном материале. В 2025–2026
учебном году адресована обучающимся детям 7–12 лет, и рассчитана на 2 года
обучения, общий объем часов – 70 часов.
Образовательный процесс по программе "Каллиграфия" ведется на основании
следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный̆ Закон от 29.12.2012 г. No 273-ФЗ «Об образовании в
Российской̆ Федерации» (далее – ФЗ);
Федеральный̆ закон РФ от 24.07.1998 No 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской̆ Федерации» (в редакции 2013 г.);
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. No 996-р);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. No 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648–20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей̆ и молодежи» (далее – СанПиН);
Приказ Министерства образования и науки Российской̆ Федерации от
23.08.2017 г. No 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
Приказ Министерства труда и социальной̆ защиты Российской̆
Федерации от 05.05.2018 No 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей̆ и взрослых»;
Приказ Министерства просвещения Российской̆ Федерации от
09.11.2018 г. No 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной̆ деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок);
Приказ Министерства просвещения Российской̆ Федерации от 30
сентября 2020 года No 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной̆ деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утверждённый̆ приказом Министерства
просвещения Российской̆ Федерации от 9 ноября 2018 г. No 196«;
Приказ Министерства просвещения Российской̆ Федерации от
03.09.2019 No 467 «Об утверждении Целевой̆ модели развития региональных
систем дополнительного образования детей̆»;
2
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 No 09–3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской̆ области от 30.03.2018 г. No 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской̆ области на период до 2035
года».
Цель:
формирование
у
младших
школьников
навыков
каллиграфического письма через выполнение творческих заданий,
основанных на занимательном материале.
Задачи:
Образовательные:
− познакомить детей̆ с необходимыми предметами и материалами для занятия
чистописанием и приемами работы с ними.
− формировать умения анализировать полученную информацию;
− обучить применять полученные сведения в процессе учения;
− расширить практическую деятельность обучающихся по изучению
каллиграфии и приемами работы с ней̆.
Развивающие:
− развить мелкую моторику рук с использованием ритмики и пальчиковой̆
гимнастики;
− развить психические функций: мышление, внимание, память, речь.
− развить чувство ритма;
− развить воображение, творческие и художественные способности.
Воспитательные:
− воспитывать инициативность и самостоятельность, уверенность в себе;
− воспитывать терпение, волю, усидчивость, трудолюбие;
− воспитывать внимательность, аккуратность, целеустремленность,
самодисциплину.
Формы организации учебного процесса: групповые.
Количество групп – 4. Количество обучающихся в группе – от 8 человек.
Занятия в группе проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Продолжительность
занятий: 40 минут с перерывом 10 минут.
Срок освоения программы.
Программа рассчитана на 2 года обучения.
Количество часов для освоения программы – 140 часов: 1 год обучения – 70
часов, второй год обучения – 70 часов.
Основной̆ организационной̆ формой̆ обучения в ходе реализации
данной̆ образовательной̆ программы является занятие. Это форма
обеспечивает организационную чёткость и непрерывность процесса обучения.
Знание педагогом индивидуальных особенностей̆ обучающихся позволяет
эффективно
3
использовать стимулирующее влияние коллектива на учебную деятельность
каждого обучающегося.
Неоспоримым преимуществом занятия, является возможность
соединения фронтальных, групповых и индивидуальных форм обучения.
Формы занятий: соревнования, выставки, конкурсы, практикум,
занятие – консультация, занятие - ролевая игра, занятие – презентация, занятие
проверки и коррекции знаний и умений.
Текущая и промежуточная, итоговая – аттестации осуществляются в
следующих формах: опрос, тестирование. Устная проверка - устный ответ
обучающегося на один или систему вопросов в форме беседы, собеседования
и др.; письменная проверка – письменные ответы в форме теста.
Текущая аттестация проводится в период с 20.10 по 24.10, с 22.12 по 26.12, с
23.03 по 27.03. Итоговая аттестация проводится в период с 18.05 по 22.05.
Планируемые результаты 1 года обучения
Личностные результаты:
интересуется письмом как к акту творчества, способу
самовыражения;
- имеет познавательный интерес к новым способам письма;
- адекватное воспринимает причины успешности/не успешности
творческой деятельности.
- умеет осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- умеет осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать
другим людям, сопереживать;
- умеет чувствовать красоту и выразительность написанной буквы,
орнаментальной цепочки, розетки, стремиться к совершенствованию
собственного письма;
осознает ответственность за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
•
планировать свои действия;
•
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать
свою деятельность;
•
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
•
адекватно воспринимать оценку учителя;
•
различать способ и результат действия.
•
самостоятельно формулировать тему и цели занятий;
Обучающийся получит возможность научиться:
•
проявлять познавательную инициативу;
•
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные УУД:
Учащиеся смогут:
4
•
допускать существование различных точек зрения и различных
вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
•
учитывать разные мнения, стремиться к координации при
выполнении коллективных работ;
•
формулировать собственное мнение и позицию;
•
договариваться, приходить к общему решению;
•
соблюдать корректность в высказываниях;
•
задавать вопросы по существу;
•
контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
•
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
•
владеть монологической и диалогической формой речи;
•
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в
сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
•
осуществлять поиск нужной информации для выполнения
каллиграфической задачи с использованием дополнительной литературы в
открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом
пространстве Интернет;
•
высказываться в устной и письменной форме;
•
анализировать объекты, выделять главное;
•
осуществлять синтез (целое из частей);
•
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
•
устанавливать причинно-следственные связи;
•
строить рассуждения об объекте.
Предметные результаты:
- сохраняет правильную посадку и положение рук при письме;
правильно располагает тетрадь при письме; правильно держит ручку и
карандаш;
- умеет ориентироваться на листе тетради; соблюдает гигиенические
навыки письма.
Планируемые результаты 2 года обучения
Личностные результаты
• Осознает роль языка и речи в жизни людей;
• эмоционально «проживает» текст, выражает свои эмоции;
• понимает эмоции других людей, сочувствует, сопереживает;
• обращает внимание на особенности устных и письменных высказываний
других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания:
точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
• определяет и формулирует цель деятельности с помощью учителя;
5
• умеет
высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
материалом;
• умеет работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
• находит ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
• делает выводы в результате совместной работы класса и учителя;
• преобразует информацию из одной формы в другую: подробно
пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
• оформляет свои мысли в устной и письменной форме (на уровне
предложения или небольшого текста);
• слушает и понимает речь других; пользоваться приёмами слушания:
фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
• выразительно читает и пересказывает текст;
• умеет работать в паре, группе; выполняет различные роли (лидера,
исполнителя).
Предметные результаты:
- сохраняет правильную посадку и положение рук при письме; правильно
располагает тетрадь при письме; правильно держит ручку и карандаш;
- умеет ориентироваться на листе тетради; соблюдает гигиенические навыки
письма;
- умеет создавать рисунки из геометрических фигур, по шаблону, выполняет
различные способы штриховки;
- умеет определять высоту букв, отрабатывает форму букв, способы
соединения букв;
- выполняет каллиграфические упражнения по предупреждению фонетикографических, орфографических и речевых ошибок;
- умеет списывать с готового образца, с рукописного и печатного текста;
- умеет работать с разными видами текстов, находить характерные
особенности
научно-познавательных,
учебных
и
художественных
произведений;
- умеет создавать собственный текст на основе художественного
произведения.
6
Календарный (тематический) план
Год обучения - первый
Группа (класс) 1А, 1Б.
№п
/п
План
Коррекция
Дата
Тема занятия
Форма
занятия
1.
05.09.
2025
Групповая
беседа.
2.
12.09.
2025
Ведение Каллиграфия
как наука. Понятие
«письменность» и его
история.
Каллиграфические
инструменты и
материалы.
3.
19.09.
2025
4.
26.09.
2025
5.
03.10.
2025
Подготовительный этап
каллиграфического
письма.
Тренировка постановки
руки, нажима,
направления пишущего
инструмента.
Диагностика определения
уровня развития ручной
умелости (мелкой
моторики).
Основы правильного
владения рукой̆ во время
письма.
Коли
чество
часов
2
Групповая
2
беседа,
практическая
работа.
Групповая
2
беседа,
практическая
работа.
Групповая
2
беседа,
практическая
работа.
Групповая
2
беседа,
практическая
работа.
Форма контроля Дата
Тема занятия
Форма занятия Коли
чество
часов
Форма
контроля
Устный опрос.
Практическое
задание,
наблюдение.
Практическое
задание,
наблюдение.
Устный опрос.
Практическое
задание,
наблюдение.
Практическое
задание,
наблюдение.
Практическое
задание,
наблюдение.
7
6.
10.10.
2025
7.
17.10.
2025
8.
24.10.
2025
9.
07.11.
2025
10.
14.11.
2025
11.
21.11.
2025
12.
28.11.
2025
Приемы письма.
Знакомство с высотой
больших и малых
элементов, их письмо в
строчке на одинаковом
расстоянии.
Развитие мелкой
моторики руки путём
обведения овальных
линий, штриховки и
раскрашивания.
Ритмирование.
Приемы соединения
букв. По грибы по
ягоды (обведение
рисунков по контуру).
Приемы сопоставления
букв. Юный̆ строитель
(вертикальная
штриховка).
Моя первая тетрадь
(горизонтальная
штриховка, знакомство с
разлиновкой̆ тетради.
Узкая и широкая строка).
С Аладдином за
волшебной̆ лампой̆
(лабиринт, безотрывное
рисование спирали по
контуру,
уменьшающиеся и
Групповая
2
беседа,
практическая
работа.
Устный опрос.
Практическое
задание,
наблюдение.
Групповая,
2
беседа
практическая
работа.
Практическое
задание,
наблюдение.
Групповая,
2
практическая
работа.
Устный опрос.
Практическое
задание,
наблюдение.
Практическое
задание,
наблюдение.
Групповая
2
практическая
работа.
Групповая
2
практическая
работа.
Групповая
2
практическая
работа.
Устный опрос.
Практическое
задание,
наблюдение.
Практическое
задание,
наблюдение.
Групповая
2
практическая
работа.
Практическое
задание,
наблюдение.
8
13.
05.12.
2025
14.
12.12.
2025
15.
19.12.
2025
16.
26.12.
2025
17.
16.01.
2026
18.
23.01.
2026
19.
30.01.
2026
20.
06.02.
2026
увеличивающиеся
фигуры).
Сказочный̆ город (все
виды штриховок и
обводок).
Помоги парашютисту!
(знакомство с
элементом - наклонная
палочка).
Делай̆ как я (повторение
заданных фигур, узора).
В гостях у Винни-Пуха
и Пятачка (знакомство
с элементом наклонная палочка с
петелькой̆).
Узоры на стекле
(знакомство с
элементами: наклонные
линии с закруглениями
внизу и вверху).
Зимние забавы
(знакомство с
элементами: овал и
полуовал).
Что значит писать
красиво?
В
гостях у Айболита
(сравнительные
характеристики
элементов букв С, О, Э).
Ледяной̆ город
(сравнительные
Групповая
практическая
работа.
Групповая
беседа,
практическая
работа.
Групповая
практическая
работа.
Групповая
беседа,
практическая
работа.
2
2
2
2
Практическое
задание,
наблюдение.
Практическое
задание,
наблюдение.
Практическое
задание,
наблюдение.
Практическое
задание,
наблюдение.
Групповая
2
практическая
работа.
Практическое
задание,
наблюдение.
Групповая
2
практическая
работа.
Практическое
задание,
наблюдение.
Групповая
2
практическая
работа.
Устный опрос.
Практическое
задание,
наблюдение.
Групповая
беседа,
Практическое
задание,
2
9
21.
13.02.
2026
22.
20.02.
2026
23.
27.02.
2026
24.
06.03.
2026
25.
13.03.
2026
26.
20.03.
2026
27.
27.03.
2026
28.
10.04.
2026
характеристики
элементов букв И, Й, Ш,
Ц, Щ).
Незнайка в Солнечном
городе (сравнительные
характеристики
элементов букв Г, Р, П,
Т).
А что у Вас?
(сравнительные
характеристики
элементов букв А, Л, М,
Я).
Храбрый̆ заяц
(сравнительные
характеристики
элементов букв З, Е, Ё).
Волшебный̆ клубочек
(сравнительные
характеристики
элементов букв (Д, Ю,
Ф, В, Б).
Весёлый̆ жук
(сравнительные
характеристики
элементов букв Х, Ж).
Сравнительные
характеристики
элементов букв У, Ч).
Точка, точка, запятая
(работа по клеточкам).
Путешествие в город
мастеров
практическая
работа.
наблюдение.
Групповая
2
беседа
практическая
работа.
Практическое
задание,
наблюдение.
Групповая
2
практическая
работа.
Практическое
задание,
наблюдение.
Групповая
2
беседа,
практическая
работа.
Групповая
2
практическая
работа.
Практическое
задание,
наблюдение.
Групповая
опрос,
практическая
работа.
Групповая
практическая
работа.
Групповая
практическая
работа.
Групповая
практическая
2
Практическое
задание,
наблюдение.
2
Практическое
задание,
наблюдение.
Практическое
задание,
наблюдение.
Практическое
задание,
2
2
Практическое
задание,
наблюдение.
10
29.
17.04.
2026
30.
24.04.
2026
31.
08.05.
2026
32.
15.05.
2026
(сравнительные
характеристики
элементов букв Н, К.
Эти странные буквы
(сравнительные
характеристики
элементов букв Ы, Ь, Ъ).
Каллиграфия как
искусство. Забавные
мордашки (рисование с
использованием
элементов букв)
Соотнесение звуков и
букв.
Творческая мастерская
«Волшебная ручка».
Объединение тем
работа.
наблюдение.
Групповая
2
практическая
работа.
Устный опрос,
Практическое
задание,
наблюдение.
Практическое
задание,
наблюдение.
Групповая
практическа
я работа.
2
Групповая
2
практическая
работа.
Групповая
1
практическая
работа.
Практическое
задание,
наблюдение.
Практическое
задание,
наблюдение.
Весёлая азбука.
Контроль полученных
1
умений.
Списывание с печатного
текста.
33. 22.05. Объединение тем
Групповая,
1
Практическое
2026
Списывание с печатного практическая
задание,
текста. Ай, да мы,
работа.
наблюдение.
молодцы! (итоговое
1
занятие).
01.05.2026г. праздничный день календаря, тема реализована 15.05.2023 путем объединения тем.
26.10.2025 - 02.11.2025 – каникулы.
31.12.2025 – 11.01.2026 – каникулы.
28.03.2026 – 05.04.2026 – каникулы.
27.05.2026 – 31.08.2026 – каникулы. (22.05.2026 – Объединение тем, так как 29.05.2026 – летние каникулы)
11
Календарный (тематический) план
Год обучения - первый
Группа (класс) 1В, 1Г.
№п/
п
План
1.
03.09. Ведение Каллиграфия
2025 как наука. Понятие
«письменность» и его
история.
10.09. Каллиграфические
2025 инструменты и
материалы.
2.
3.
4.
5.
Дата
Коррекция
Тема занятия
17.09. Подготовительный этап
2025 каллиграфического
письма.
Тренировка постановки
руки, нажима,
направления пишущего
инструмента.
24.09. Диагностика определения
2025 уровня развития ручной
умелости (мелкой
моторики).
01.10. Основы правильного
2025 владения рукой̆ во время
письма.
Форма
занятия
Групповая
беседа.
Коли
чество
часов
2
Групповая
2
беседа,
практическая
работа.
Групповая
2
беседа,
практическая
работа.
Групповая
2
беседа,
практическая
работа.
Групповая
2
беседа,
практическая
работа.
Форма контроля Дата
Тема занятия
Форма занятия Коли
чество
часов
Форма
контроля
Устный опрос.
Практическое
задание,
наблюдение.
Практическое
задание,
наблюдение.
Устный опрос.
Практическое
задание,
наблюдение.
Практическое
задание,
наблюдение.
Практическое
задание,
наблюдение.
12
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
08.10. Приемы письма.
2025 Знакомство с высотой
больших и малых
элементов, их письмо в
строчке на одинаковом
расстоянии.
15.10. Развитие мелкой
2025 моторики руки путём
обведения овальных
линий, штриховки и
раскрашивания.
22.10. Ритмирование.
2025
Групповая
2
Беседа,
практическая
работа.
Устный опрос.
Практическое
задание,
наблюдение.
Групповая,
2
беседа
практическая
работа.
Практическое
задание,
наблюдение.
Групповая,
2
практическая
работа.
05.11. Приемы соединения
2025 букв. По грибы по
ягоды (обведение
рисунков по контуру).
12.11. Приемы сопоставления
2025 букв. Юный̆ строитель
(вертикальная
штриховка).
19.11. Моя первая тетрадь
2025 (горизонтальная
штриховка, знакомство с
разлиновкой̆ тетради.
Узкая и широкая строка).
26.11. С Аладдином за
2025 волшебной̆ лампой̆
(лабиринт, безотрывное
рисование спирали по
контуру,
уменьшающиеся и
Групповая
2
практическая
работа.
Устный опрос.
Практическое
задание,
наблюдение.
Практическое
задание,
наблюдение.
Групповая
2
практическая
работа.
Групповая
2
практическая
работа.
Устный опрос.
Практическое
задание,
наблюдение.
Практическое
задание,
наблюдение.
Групповая
2
практическая
работа.
Практическое
задание,
наблюдение.
13
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
увеличивающиеся
фигуры).
03.12. Сказочный̆ город (все
2025 виды штриховок и
обводок).
10.12. Помоги парашютисту!
2025 (знакомство с
элементом - наклонная
палочка).
17.12. Делай̆ как я (повторение
2025 заданных фигур, узора).
24.12. В гостях у Винни-Пуха
2025 и Пятачка (знакомство
с элементом наклонная палочка с
петелькой̆).
14.01. Узоры на стекле
2026 (знакомство с
элементами: наклонные
линии с закруглениями
внизу и вверху).
21.01. Зимние забавы
2026 (знакомство с
элементами: овал и
полуовал).
28.01. Что значит писать
2026 красиво? В гостях у
Айболита
(сравнительные
характеристики
элементов букв С, О, Э).
Групповая
2
практическая
работа.
Практическое
задание,
наблюдение.
Групповая
2
беседа,
практическая
работа.
Групповая
2
практическая
работа.
Групповая
2
беседа,
практическая
работа.
Практическое
задание,
наблюдение.
Групповая
2
практическая
работа.
Практическое
задание,
наблюдение.
Групповая
2
практическая
работа
Практическое
задание,
наблюдение.
Групповая
2
практическая
работа.
Устный опрос.
Практическое
задание,
наблюдение.
Практическое
задание,
наблюдение.
Практическое
задание,
наблюдение.
14
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
04.02. Ледяной̆ город
2026 (сравнительные
характеристики
элементов букв И, Й, Ш,
Ц, Щ).
11.02 Незнайка в Солнечном
2026 городе (сравнительные
характеристики
элементов букв Г, Р, П,
Т).
18.02. А что у Вас?
2026 (сравнительные
характеристики
элементов букв А, Л, М,
Я).
25.02. Храбрый̆ заяц
2026 (сравнительные
характеристики
элементов букв З, Е, Ё).
04.03. Волшебный̆ клубочек
2026 (сравнительные
характеристики
элементов букв (Д, Ю,
Ф, В, Б).
Групповая
2
беседа,
практическая
работа.
Практическое
задание,
наблюдение.
Групповая
2
беседа
практическая
работа.
Практическое
задание,
наблюдение.
Групповая
2
практическая
работа.
Практическое
задание,
наблюдение.
Групповая
2
беседа,
практическая
работа.
Групповая
2
практическая
работа.
Практическое
задание,
наблюдение.
11.03. Весёлый̆ жук
2026 (сравнительные
характеристики
элементов букв Х, Ж).
18.03. Сравнительные
2026 характеристики
элементов букв У, Ч).
Групповая
2
опрос,
практическая
работа.
Групповая
2
практическая
работа.
Практическое
задание,
наблюдение.
Практическое
задание,
наблюдение.
Практическое
задание,
наблюдение.
15
27.
25.03. Точка, точка, запятая
2026 (работа по клеточкам).
28.
08.04. Путешествие в город
2026 мастеров
(сравнительные
характеристики
элементов букв Н, К).
15.04. Эти странные буквы
2026 (сравнительные
характеристики
элементов букв Ы, Ь, Ъ).
22.04. Каллиграфия как
2026 искусство. Забавные
мордашки (рисование с
использованием
элементов букв)
Соотнесение звуков и
букв.
29.04. Творческая мастерская
2026 «Волшебная ручка».
29.
30.
31.
32.
33.
06.05. Объединение тем
2026
Весёлая азбука.
Контроль полученных
умений.
Списывание с печатного
текста.
13.05. Работа по устранению
2026 графических недочетов.
Групповая
2
практическая
работа.
Групповая
2
практическая
работа.
Практическое
задание,
наблюдение.
Практическое
задание,
наблюдение.
Групповая
2
практическая
работа.
Практическое
задание,
наблюдение.
Групповая
2
практическая
работа.
Устный опрос.
Практическое
задание,
наблюдение.
Групповая
2
практическая
работа.
Групповая
1
практическая
работа.
1
Практическое
задание,
наблюдение.
Практическое
задание,
наблюдение.
Групповая
2
практическая
работа.
Практическое
задание,
наблюдение.
16
34.
20.05. Ай, да мы, молодцы!
2026 (итоговое занятие).
Групповая,
2
практическая
работа.
Практическое
задание,
наблюдение.
26.10.2025 - 02.11.2025 – каникулы.
31.12.2025 – 11.01.2026 – каникулы.
28.03.2026 – 05.04.2026 – каникулы.
27.05.2026 – 31.08.2026 – каникулы. (06.05.2026 – Объединение тем, так как 27.05.2026 – летние каникулы
17
18