Рабочая программа Ментальная арифметика Енидорцева Н.А.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Ментальная арифметика» разработана на основе
дополнительной общеразвивающей программы социально-гуманитарной
направленности «Ментальная арифметика», которая ставит своей целью
организацию образовательного процесса, адресована обучающимся 7-11 лет и
рассчитана на 3 года обучения.
В 2025-2026 учебном году по программе обучаются дети 7 лет, 1-й год
обучения, общий объем часов –68 часов; 8-11 лет 2-й и 3-й год обучения,
общий объем часов на каждом году обучения 70 часов.
Целью первого года обучения является формирование навыков сложения и
вычитания «Уровень просто».
Задачи:
- совершенствовать вычислительные навыки с помощью
арифметических счетов Абакус и ментально;
- развивать скорость мышления, концентрацию внимания;
- улучшить аудиальную и визуальную память;
- воспитывать потребности в саморазвитии, самореализации у детей.
Количество групп 1-го года обучения – две.
Количество обучающихся первого года обучения в 2025 – 2026 учебном
году от 8 до 12 человек.
Занятия в группе 1-го года обучения проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
Формы организации учебного процесса: групповые.
В соответствии с программой каждое занятие 1-го года обучения состоит из
теоретической части (24 часов в год) и практической части (44 часов в год).
Формы обучения: беседа, опрос, практикум, вводное занятие, по углублению
знаний.
Текущая и промежуточная аттестации осуществляются в следующих формах:
Итоговый ментальный счет.
Планируемые результаты освоения программы 1-го года обучения:
Личностные результаты освоения программы:
• умеет ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и
письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивает
аргументацию, приводит примеры;
• умеет распознавать логически некорректные задачи;
• умеет контролировать процесс и результат учебной математической
деятельности.
Метапредметные результаты освоения программы:
• самостоятельно планирует альтернативные пути достижения целей,
осознанно выбирает наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
• умеет осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые
коррективы;
• умеет создавать, применять и преобразовывать знаково-символические
средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• умеет понимать и использовать математические средства наглядности
для иллюстрации, интерпретации, аргументации.
Предметные результаты освоения программы:
• имеет элементарное представление о ментальной арифметике, об
Абакусе и его конструкции;
• знает правила передвижения косточек (цифры от 0 до 9),
использования большого и указательного пальцев;
• умеет правильно использовать обе руки при работе с абакусом;
• умеет набирать числа (1-1000) на абакусе;
• владеет простым сложением и вычитанием на абакусе;
• владеет методом сложения и вычитания «Помощь брата» на абакусе;
• имеет конкретные представления о составе многозначных чисел;
• владеет ментальным счётом.
Целью второго года обучения является формирование навыков сложения и
вычитания с применением формул «Братья» и «Друзья».
Задачи:
- обучить умению выстраивать мысленную картину чисел на Абакусе и
ментально;
- увеличить объем долговременной и визуальной памяти;
- развивать практические навыки логического мышления обучающихся
посредством задействования совместной работы левого и правого полушарий
головного мозга;
- воспитывать интерес к быстрому счету и ментальной арифметике.
Количество групп 2-го года обучения – три.
Количество обучающихся второго года обучения в 2025 – 2026 учебном
году от 8 до 12 человек.
Занятия в группе 2-го года обучения проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
Формы организации учебного процесса: групповые.
В соответствии с программой каждое занятие 2-го года обучения состоит из
теоретической части (27 часов в год) и практической части (43 часа в год).
Формы обучения: беседа, опрос, практикум, вводное занятие, по углублению
знаний.
Текущая и промежуточная аттестации осуществляются в следующих формах:
Итоговый ментальный счет.
Планируемые результаты 2 года обучения:
Личностные результаты освоения программы:
• умеет использовать математические знания, умения и навыки в учебной
деятельности и в повседневной жизни;
• оценивает свои мысли, действия и выражает их в речи, соотносит
результат действия с поставленной целью;
• способен к организации самостоятельной учебной деятельности.
Метапредметные результаты освоения программы:
• принимает и сохраняет учебную задачу и активно включается в
деятельность, направленную на её решение, планирует свое действие в

соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том
числе во внутреннем плане;
• различает способ и результат действия;
• контролирует процесс и результаты деятельности;
• вносит необходимые коррективы в действие после его завершения;
• оценивает характер сделанных ошибок;
• адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности и
ищет способы их преодоления.
• осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной литературы;
• осуществляет синтез как составление целого из частей;
• проводит сравнение и классификацию по заданным критериям.
Предметные результаты освоения программы:
• имеет полное представление о ментальной арифметике, об Абакусе и его
конструкции;
• умеет считать ментально (1-100);
• умеет правильно использовать обе руки при работе на воображаемом
Абакусе;
• умеет набирать числа (1-1000) на Абакусе;
• владеет методом сложения и вычитания «Брат», «Друг» на Абакусе.
Количество групп 3-го года обучения – две.
Количество обучающихся второго года обучения в 2025 – 2026 учебном
году от 8 до 12 человек.
Занятия в группе 3-го года обучения проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
Формы организации учебного процесса: групповые.
В соответствии с программой каждое занятие 3-го года обучения состоит из
теоретической части (24 часа в год) и практической части ( 46 часов в год).
Формы обучения: беседа, опрос, практикум, вводное занятие, по углублению
знаний.
Текущая и промежуточная аттестации осуществляются в следующих формах:
Итоговый ментальный счет.
Программа реализуется на основании следующих нормативно - правовых
документов:
Нормативно – правовые основания разработки программы
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в
Российской федерации»
2. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года № 996 – р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»
3. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г №678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 №816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»
5. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
6. Целевая модель развития региональных систем дополнительного
образования детей (Утверждена Приказом Министерства просвещения РФ от
03.09.2019 № 467)
7. Письмо Министерства Просвещения РФ от 20.02.2019 № ТС – 551/07 «О
сопровождении обучающихся с ОВЗ и инвалидностью».
8. Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД – 39/04 «О
направлении методических рекомендаций по реализации образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования и дополнительных общеобразовательных программ с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий».
9. Письмо Министерства Просвещения РФ от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «О
реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и
социализации,
дополнительных
общеразвивающих
программ
с
использованием дистанционных образовательных технологий».
10. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648 –
20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитание и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»
11. Постановление Правительства Свердловской области от 07.12.2017 года №
900 – ПП «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Свердловской
области до 2025 года».
12. Устав МКУДО «Дворец творчества».

Календарный (тематический) план
Год обучения 1
Группа (класс) – 1А вторник

№
по
пор дата
ядк
у
1

02.09.
2025г.

Тема занятия

Знакомство с
ментальной
арифметикой.

План
Форма
занятия

Теоретические Инструктаж по
технике
безопасности.
Что такое
ментальная
арифметика

Кол- Форма
во
контроля
часо
в
2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Практические Обозначение
числа на Абакусе
2

09.09.
2025г.

Знакомство с
ментальной
арифметикой.

Теоретические –
Обозначения
числа на абакусе
Практические Правила счёта на
нижней
части
Абакуса 1,2,3,4

дата

Коррекция
Тема занятия Форма
занятия

Кол- Форма
во
контро
ля
часо
в

3

16.09.
2025г.

4

23.09.
2025г

Знакомство с
ментальной
арифметикой.

Практические –
Правила счета на
верхней и
нижней частях
Абакуса (числа
5,6,7,8)

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Знакомство с
ментальной
арифметикой.

Теоретические –
Обозначения
числа на абакусе

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Практические –
Обозначение
числа 9 и 10 на
Абакусе
5

30.09.
2025г

6

07.10
2025г.

7

14.10
2025г

Знакомство с
флеш-картами

Теоретические –
Понятие флешкарта в
ментальной
арифметике

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Знакомство с
флеш-картами

Практические –
Набор цифр на
абакусе по
флеш-картам

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Знакомство с
ментальной
картой

Теоретические –
Понятие
ментальная карта
в

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

ментальной
арифметике
8

21.10
2025г

9

11.11
2025г

Знакомство с
ментальной
картой

Практические Навыки работы
на Абакусе по
ментальной
карте.

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Простое
сложение

Теоретические –
Основы
сложения на
Абакусе

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Простое
сложение

Практические Выполнение
заданий,
решение
примеров на
закрепление
темы
Срез знаний.

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Простое
вычитание

Теоретические –
Основы
вычитания на
Абакусе

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Простое
вычитание

Практические –
Выполнение
заданий,
решение
примеров на

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Праздничный
день
10

18.11
2025г

11

25.11
2025г

12

02.12
2025г

закрепление
темы
13

09.12.
2025г.

14

16.12.
2025г.

15

23.12.
2025г.

16

30.12.
2025г.

17

13.01.
2026.

18

20.01
2026г.

Учимся
прибавлять к 5

Практические –
Учимся
прибавлять к 5
(5+1; 5+2)

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Учимся
прибавлять к 5

Практические–
Учимся
прибавлять к 5
(5+3; 5+4)

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Учимся вычитать Практические–
5
Учимся
вычитать.
Вычитание числа
5 (5-5; 6-5;7-5)

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Учимся вычитать Практические –
5
Учимся
вычитать.
Вычитание числа
5 (9-5; 8-5)

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Учимся
прибавлять к 6

Практические Учимся
прибавлять к 6
(6+1; 6+2; 6+3)

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Учимся
прибавлять к 6

Практические Учимся
прибавлять к 6

2

Педагогическ
ое

(1+6; 2+6; 3+6)
19

27.01.
2026г.

20

03.02.
2026г.

21

10.02
2026г.

22

24.02
2026г.

23

03.03
2026г.

24

10.03
2026г.

наблюдение.
Устный опрос

Учимся
прибавлять к 7

Практические –
Учимся
прибавлять к 7
( 7+1;7+2)

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Учимся
прибавлять к 7

Практические –
Учимся
прибавлять к 7
(1+7; 2+7)

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Учимся
прибавлять к 8, 9

Практические –
Учимся
прибавлять к 8, 9
(8+1; 9+0)

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Учимся
прибавлять к 8, 9

Практические –
Учимся
прибавлять к 8, 9
(1+8; 0+9)

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Учимся вычитать Теоретические –
Учимся вычитать
числа 9, 8
числа 9, 8
(9-9; 9-8; 8-8)

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Учимся вычитать Практические Учимся вычитать
числа 9, 8
числа 9, 8

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

(9-9; 9-8; 8-8)
Практические
навыки.
25

17.03
2026г.

26

24.03
2026г.

27

07.04
2026г.

28

14.04
2026г.

29

21.04.
2026г.

Учимся вычитать Теоретические Учимся вычитать
число 7
число 7 (9-7, 8-7,
7-7)

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Учимся вычитать Практические Учимся вычитать
число 7
число 7
(9-7, 8-7, 7-7).
Практические
навыки.

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Учимся вычитать Теоретические –
Учимся вычитать
число 6
число 6
(9-6; 8-6; 7-6)

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Учимся вычитать Практические Учимся вычитать
число 6
число 6
(9-6; 8-6; 7-6).
Практические
навыки

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Знакомство с
двухзначными
числами

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Теоретические Двузначные
числа. Правила
набора на
Абакусе

30

28.04.
2026г.

31

05.05.
2026г.

32

12.05.
2026г

33

19.05.
2026г.

34

26.05
2026г

Знакомство с
двухзначными
числами

Практические Выполнение
заданий,
решение
примеров на
закрепление
темы

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Сложение с
двухзначных
чисел

Теоретические Правила
сложения
двузначных
чисел на Абакусе

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Сложение с
двухзначных
чисел

Теоретические Правила
сложения
двузначных
чисел на Абакусе

2

Вычитание
двухзначных
чисел

Практические –
Выполнение
заданий, решение
примеров
на
закрепление
темы

2

Итоговое занятие Подведение
итогов

Итого

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
2

68

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

27.10.2025 - 02.11.2025 – каникулы
31.12.2025 – 11.01.2026 – каникулы
16.02.2026 – 22.02.2026 – дополнительные каникулы для первых классов
30.03.2026 – 05.04.2026 – каникулы
04.11.2025 – праздничный день календаря.
Календарный (тематический) план
Год обучения 1
Группа (класс) – 1Б четверг троицкий

№

по
поря
дку

1

дата

04.09.
2025г.

Тема занятия

Знакомство с
ментальной
арифметикой.

План
Форма
занятия

Теоретические Инструктаж по
технике
безопасности.
Что такое
ментальная
арифметика
Практические Обозначение
числа на Абакусе

Кол- Форма
во
контроля
часо
в
2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

дата

Коррекция
Тема занятия Форма
занятия

Кол- Форма
во
контро
ля
часо
в

2

11.09.
2025г.

Знакомство с
ментальной
арифметикой.

Теоретические –
Обозначения
числа на абакусе

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Практические Правила счёта на
нижней
части
Абакуса 1,2,3,4
3

18.09.
2025г.

4

25.09.
2025г

Знакомство с
ментальной
арифметикой.

Практические –
Правила счета на
верхней и
нижней частях
Абакуса (числа
5,6,7,8)

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Знакомство с
ментальной
арифметикой.

Теоретические –
Обозначения
числа на абакусе

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Практические –
Обозначение
числа 9 и 10 на
Абакусе
5

02.10.
2025г

Знакомство с
флеш-картами

Теоретические –
Понятие флешкарта в
ментальной
арифметике

6

09.10
2025г.

7

16.10
2025г

8

23.10
2025г

9

06.11
2025г

10

13.11
2025г

Знакомство с
флеш-картами

Практические –
Набор цифр на
абакусе по
флеш-картам

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Знакомство с
ментальной
картой

Теоретические –
Понятие
ментальная карта
в
ментальной
арифметике

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Знакомство с
ментальной
картой

Практические Навыки работы
на Абакусе по
ментальной
карте.

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Простое
сложение

Теоретические –
Основы
сложения на
Абакусе

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Простое
сложение

Практические Выполнение
заданий,
решение
примеров на
закрепление
темы
Срез знаний.

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

11

20.11
2025г

12

27.11
2025г

13

04.12.
2025г.

14

11.12.
2025г.

15

18.12.
2025г.

16

25.12.
2025г.

Простое
вычитание

Теоретические –
Основы
вычитания на
Абакусе

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Простое
вычитание

Практические –
Выполнение
заданий,
решение
примеров на
закрепление
темы

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Учимся
прибавлять к 5

Практические –
Учимся
прибавлять к 5
(5+1; 5+2)

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Учимся
прибавлять к 5

Практические–
Учимся
прибавлять к 5
(5+3; 5+4)

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Учимся вычитать Практические–
5
Учимся
вычитать.
Вычитание числа
5 (5-5; 6-5;7-5)

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Учимся вычитать Практические –
5
Учимся
вычитать.

2

Педагогическ
ое

Вычитание числа
5 (9-5; 8-5)
17

15.01.
2026.

18

22.01
2026г.

19

29.01.
2026г.

20

05.02.
2026г.

21

12.02
2026г.

22

26.02
2026г.

наблюдение.
Устный опрос

Учимся
прибавлять к 6

Практические Учимся
прибавлять к 6
(6+1; 6+2; 6+3)

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Учимся
прибавлять к 6

Практические Учимся
прибавлять к 6
(1+6; 2+6; 3+6)

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Учимся
прибавлять к 7

Практические –
Учимся
прибавлять к 7
( 7+1;7+2)

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Учимся
прибавлять к 7

Практические –
Учимся
прибавлять к 7
(1+7; 2+7)

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Учимся
прибавлять к 8, 9

Практические –
Учимся
прибавлять к 8, 9
(8+1; 9+0)

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Учимся
прибавлять к 8, 9

Практические –
Учимся
прибавлять к 8, 9
(1+8; 0+9)

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

23

05.03
2026г.

24

12.03
2026г.

25

19.03
2026г.

26

26.03
2026г.

27

09.04
2026г.

28

16.04
2026г.

Учимся вычитать Теоретические –
Учимся вычитать
числа 9, 8
числа 9, 8
(9-9; 9-8; 8-8)

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Учимся вычитать Практические Учимся вычитать
числа 9, 8
числа 9, 8
(9-9; 9-8; 8-8)
Практические
навыки.

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Учимся вычитать Теоретические Учимся вычитать
число 7
число 7
(9-7, 8-7, 7-7)

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Учимся вычитать Практические Учимся вычитать
число 7
число 7
(9-7, 8-7, 7-7).
Практические
навыки.

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Учимся вычитать Теоретические –
Учимся вычитать
число 6
число 6
(9-6; 8-6; 7-6)

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Учимся вычитать Практические Учимся вычитать
число 6
число 6

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

(9-6; 8-6; 7-6).
Практические
навыки
29

23.04.
2026г.

30

30.04.
2026г.

31

07.05.
2026г.

Знакомство с
двухзначными
числами

Знакомство с
двухзначными
числами

Объединение
тем:
Сложение с
двухзначных
чисел

32

14.05.
2026г

Вычитание
двухзначных
чисел

Теоретические Двузначные
числа. Правила
набора на
Абакусе
Практические Выполнение
заданий,
решение
примеров на
закрепление
темы

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Теоретические и
практические Правила
сложения
двузначных
чисел на Абакусе

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Практические –
Выполнение
заданий, решение
примеров
на
закрепление
темы

2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

33

21.05.
2026г.

Итоговое занятие Срез навыков и
умений

Итого

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

66
часов

27.10.2025 - 02.11.2025 – каникулы
31.12.2025 – 11.01.2026 – каникулы
16.02.2026 – 22.02.2026 – дополнительные каникулы для первых классов
30.03.2026 – 05.04.2026 – каникулы

Календарный (тематический) план
Год обучения 2
Группа (класс) – 2А вторник

№
по
пор дата
ядк
у

Тема занятия

План
Форма
занятия

Кол- Форма
во
контроля
часо
в

дата

Коррекция
Тема занятия Форма
занятия

Кол- Форма
во
контро
ля
часо
в

1

02.09.

Повторение.

Теоретические Правила набора.
Практические Счет уровень
«Просто».

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Правило №1 на
состав числа 5

Теоретические –
Переход
при
сложении
из
нижней
части
Абакуса
в
верхнюю.

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

2025г.

2

09.09.
2025г.

Практические
Правило
добавления +4
3

16.09.
2025г.

4

23.09.
2025г

-

Правило №1 на
состав числа 5

Практические –
Решение
примеров с «Брат
1». Работа на
тренажере

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Правило №2 на
состав числа 5

Теоретические –
Переход при
сложении из
нижней части
Абакуса в
верхнюю.

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Практические –
Правило
добавления +3

5

30.09.
2025г

6

07.10
2025г.

7

14.10
2025г

8

21.10
2025г

9

11.11

Правило №2 на
состав числа 5

Практические –
Решение
примеров с «Брат
2». Работа на
тренажере.

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Правило №3 на
состав числа 5

Теоретические –
Переход при
сложении из
нижней части
Абакуса в
верхнюю.
Практические –
Правило
добавления +2
Практические Решение
примеров с «Брат
3». Работа на
тренажере.

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Правило №4 на
состав числа 5

Теоретические –
Переход при
сложении из
нижней части
Абакуса в
верхнюю.
Практические Правило
добавления +1

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Правило №4 на
состав числа 5

Практические Решение

2

Педагогическ
ое

Правило №3 на
состав числа 5

2025г

10

18.11
2025г

11

25.11
2025г

12

02.12
2025г

13

09.12.

примеров с «Брат
4». Работа на
тренажере.

наблюдение.
Устный опрос

Правило №5 на
состав числа 5

Теоретические –
Переход из
верхней части
Абакуса в
нижнюю.
Практические Правило
вычитания – 4 из
5

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Правило №5 на
состав числа 5

Практические Решение
примеров с «Брат
1». Работа на
тренажере.

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Правило №6 на
состав числа 5

Теоретические –
Переход из
верхней части
Абакуса в
нижнюю.
Практические –
Правило
вычитания -3 из
5

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Правило №6 на
состав числа 5

Практические –
Решение

2

Педагогическ
ое

2025г.

14

16.12.
2025г.

15

23.12.
2025г.

16

30.12.
2025г.

17

13.01.

примеров с «Брат
2». Работа на
тренажере.

наблюдение.
Устный опрос

Правило №7 на
состав числа 5

Теоретические –
Переход из
верхней части
Абакуса в
нижнюю.
Практические–
Правило
вычитания -2 из
5

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Правило №7 на
состав числа 5

Практические–
Решение
примеров с «Брат
3». Работа на
тренажере

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Правило №8 на
состав числа 5

Теоретические –
Переход из
верхней части
Абакуса в
нижнюю.
Практические –
Правило
вычитания -1 из
5

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Правило №8 на
состав числа 5

Практические Решение

2

Педагогическ
ое

2026.

18

20.01
2026г.

19

27.01.
2026г.

20

03.02.
2026г.

21

10.02
2026г.

примеров с «Брат
4». Работа на
тренажере.

наблюдение.
Устный опрос

Знакомство с
«Другом 9»

Теоретические –
Знакомство с
«Другом 9 ».
Практические Однозначные
числа на абакусе
и ментально.

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Знакомство с
«Другом 9»

Теоретические –
Знакомство с
«Другом 9 ».
Практические –
Двухзначные
числа на абакусе
и ментально

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Знакомство с
«Другом 8»

Теоретические –
Знакомство с
«Другом 8 ».
Практические –
Однозначные
числа на абакусе
и ментально.
Теоретические –
Знакомство с
«Другом 8 ».
Практические –
Двухзначные

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Знакомство с
«Другом 8»

числа на абакусе
и ментально.
22

17.02
2026г.

23

24.02
2026г.

24

03.03
2026г.

25

10.03
2026г.

Знакомство с
«Другом 7»

Теоретические –
Знакомство с
«Другом 7 ».
Практические –
Однозначные
числа на абакусе
и ментально.

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Знакомство с
«Другом 7»

Теоретические –
Знакомство с
«Другом 7 ».
Практические –
Двухзначные
числа на абакусе
и ментально.

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Знакомство с
«Другом 6»

Теоретические –
Знакомство
с
«Другом
6»
Практические Однозначные
числа на абакусе
и ментально.

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Знакомство с
«Другом 6»

Теоретические Знакомство
с
«Другом
6»
Практические
Двухзначные

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

числа на абакусе
и ментально.
26

17.03
2026г.

27

24.03
2026г.

28

07.04
2026г.

29

14.04.
2026г.

Знакомство с
«Другом 5»

Теоретические –
Знакомство с
«Другом 5».
Практические Однозначные
числа на абакусе
и ментально.

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Знакомство с
«Другом 5»

Теоретические –
Знакомство
с
«Другом
5».
Практические Двухзначные
числа на абакусе
и ментально.

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Знакомство с
«Другом 4»

Теоретические –
Знакомство с
«Другом 4».
Практические Однозначные
числа на абакусе
и ментально.

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Знакомство с
«Другом 4»

Теоретические Знакомство с
«Другом 4».
Практические Двухзначные
числа на абакусе

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

30

21.04.
2026г.

31

28.04.
2026г.

32

05.05.
2026г

33

12.05.
2026 г.

Знакомство с
«Другом 3»

Знакомство с
«Другом 3»

Знакомство с
«Другом 2»

Знакомство с
«Другом 2»

и ментально.
Теоретические Знакомство с
«Другом 3».
Практические Однозначные
числа на абакусе
и ментально.

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Теоретические Знакомство с
«Другом 3».
Практические Двухзначные
числа на абакусе
и ментально.
Теоретические Знакомство
с
«Другом
2».
Практические Однозначные
числа на абакусе
и ментально.

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Практические –
Знакомство
с
«Другом
1».
Двухзначные
числа на абакусе
и ментально.

2

2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

34

19.05.
2026 г.

35

26.05.20
26 г.

Знакомство с
«Другом 1»

Теоретические Знакомство
с
«Другом
1».
Практические –
Однозначные
числа на абакусе
и ментально.

2

Знакомство с
«Другом 1»
Итоговое
занятие.

Практические –
Знакомство
с
«Другом
1».
Двухзначные
числа на абакусе
и ментально.Срез
знаний.

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Практические –
подведение
итогов.
Итого

70
часов

27.10.2025 - 02.11.2025 – каникулы
31.12.2025 – 11.01.2026 – каникулы
16.02.2026 – 22.02.2026 – дополнительные каникулы для первых классов
30.03.2026 – 05.04.2026 – каникулы
04.11.2025 – праздничный день календаря.

Календарный (тематический) план
Год обучения 2
Группа (класс) – 2Б пятница

№
по
пор дата
ядк
у
1

05.09.
2025г.

Тема занятия

Повторение.

План
Форма
занятия

Теоретические Правила набора.
Практические Счет уровень
«Просто».

Кол- Форма
во
контроля
часо
в
2

Педагогичес
кое
наблюдение.
Устный
опрос

дата

Коррекция
Тема занятия Форма
занятия

Кол- Форма
во
контро
ля
часо
в

2

12.09.
2025г.

Правило №1 на
состав числа 5

Теоретические –
Переход
при
сложении
из
нижней
части
Абакуса
в
верхнюю.
Практические
Правило
добавления +4

3

19.09.
2025г.

4

26.09.
2025г

2

Педагогичес
кое
наблюдение.
Устный
опрос

-

Правило №1 на
состав числа 5

Практические –
Решение
примеров с «Брат
1». Работа на
тренажере

2

Педагогичес
кое
наблюдение.
Устный
опрос

Правило №2 на
состав числа 5

Теоретические –
Переход при
сложении из
нижней части
Абакуса в
верхнюю.

2

Педагогичес
кое
наблюдение.
Устный
опрос

2

Педагогичес
кое
наблюдение.
Устный
опрос

Практические –
Правило
добавления +3
5

03.10.
2025г

Правило №2 на
состав числа 5

Практические –
Решение
примеров с «Брат
2». Работа на
тренажере.

6

10.10
2025г.

7

17.10
2025г

8

24.10
2025г

9

07.11
2025г

10

14.11

Правило №3 на
состав числа 5

Теоретические –
Переход при
сложении из
нижней части
Абакуса в
верхнюю.
Практические –
Правило
добавления +2
Практические Решение
примеров с «Брат
3». Работа на
тренажере.

2

Педагогичес
кое
наблюдение.
Устный
опрос

2

Педагогичес
кое
наблюдение.
Устный
опрос

Правило №4 на
состав числа 5

Теоретические –
Переход при
сложении из
нижней части
Абакуса в
верхнюю.
Практические Правило
добавления +1

2

Педагогичес
кое
наблюдение.
Устный
опрос

Правило №4 на
состав числа 5

Практические Решение
примеров с «Брат
4». Работа на
тренажере.

2

Педагогичес
кое
наблюдение.
Устный
опрос

Правило №5 на
состав числа 5

Теоретические –
Переход из

2

Педагогичес
кое

Правило №3 на
состав числа 5

2025г

11

21.11
2025г

12

28.11
2025г

13

05.12.
2025г.

14

12.12.
2025г.

верхней части
Абакуса в
нижнюю.
Практические Правило
вычитания – 4 из
5

наблюдение.
Устный
опрос

Правило №5 на
состав числа 5

Практические Решение
примеров с «Брат
1». Работа на
тренажере.

2

Педагогичес
кое
наблюдение.
Устный
опрос

Правило №6 на
состав числа 5

Теоретические –
Переход из
верхней части
Абакуса в
нижнюю.
Практические –
Правило
вычитания -3 из 5

2

Педагогичес
кое
наблюдение.
Устный
опрос

Правило №6 на
состав числа 5

Практические –
Решение
примеров с «Брат
2». Работа на
тренажере.

2

Педагогичес
кое
наблюдение.
Устный
опрос

Правило №7 на
состав числа 5

Теоретические –
Переход из
верхней части

2

Педагогичес
кое
наблюдение.

Абакуса в
нижнюю.
Практические–
Правило
вычитания -2 из 5
15

19.12.
2025г.

16

26.12.
2025г.

17

16.01.
2026.

18

23.01
2026г.

Устный
опрос

Правило №7 на
состав числа 5

Практические–
Решение
примеров с «Брат
3». Работа на
тренажере

2

Педагогичес
кое
наблюдение.
Устный
опрос

Правило №8 на
состав числа 5

Теоретические –
Переход из
верхней части
Абакуса в
нижнюю.
Практические –
Правило
вычитания -1 из 5

2

Педагогичес
кое
наблюдение.
Устный
опрос

Правило №8 на
состав числа 5

Практические Решение
примеров с «Брат
4». Работа на
тренажере.

2

Педагогичес
кое
наблюдение.
Устный
опрос

Знакомство с
«Другом 9»

Теоретические –
Знакомство с
«Другом 9 ».
Практические Однозначные

2

Педагогичес
кое
наблюдение.
Устный
опрос

числа на абакусе и
ментально.
19

30.02.
2026г.

20

06.02.
2026г.

21

13.02
2026г.

22

20.02
2026г.

Знакомство с
«Другом 9»

Теоретические –
Знакомство с
«Другом 9 ».
Практические –
Двухзначные
числа на абакусе и
ментально

2

Педагогичес
кое
наблюдение.
Устный
опрос

Знакомство с
«Другом 8»

Теоретические –
Знакомство с
«Другом 8 ».
Практические –
Однозначные
числа на абакусе
и ментально.
Теоретические –
Знакомство с
«Другом 8 ».
Практические –
Двухзначные
числа на абакусе
и ментально.

2

Педагогичес
кое
наблюдение.
Устный
опрос

2

Педагогичес
кое
наблюдение.
Устный
опрос

Теоретические –
Знакомство с
«Другом 7 ».
Практические –
Однозначные

2

Педагогичес
кое
наблюдение.
Устный
опрос

Знакомство с
«Другом 8»

Знакомство с
«Другом 7»

числа на абакусе
и ментально.
23

27.02
2026г.

24

06.03
2026г.

25

13.03
2026г.

26

20.03
2026г.

Знакомство с
«Другом 7»

Теоретические –
Знакомство с
«Другом 7 ».
Практические –
Двухзначные
числа на абакусе
и ментально.

2

Педагогичес
кое
наблюдение.
Устный
опрос

Знакомство с
«Другом 6»

Теоретические –
Знакомство
с
«Другом
6
»
Практические
Однозначные
числа на абакусе и
ментально.

2

Педагогичес
кое
наблюдение.
Устный
опрос

Знакомство с
«Другом 6»

Теоретические Знакомство
с
«Другом
6»
Практические
Двухзначные
числа на абакусе и
ментально.

2

Педагогичес
кое
наблюдение.
Устный
опрос

Знакомство с
«Другом 5»

Теоретические –
Знакомство с
«Другом 5».
Практические Однозначные

2

Педагогичес
кое
наблюдение.
Устный
опрос

числа на абакусе
и ментально.
27

27.03
2026г.

28

10.04
2026г.

29

17.04.
2026г.

30

24.04.
2026г.

Знакомство с
«Другом 5»

Теоретические –
Знакомство
с
«Другом
5».
Практические Двухзначные
числа на абакусе и
ментально.

2

Педагогичес
кое
наблюдение.
Устный
опрос

Знакомство с
«Другом 4»

Теоретические –
Знакомство с
«Другом 4».
Практические Однозначные
числа на абакусе
и ментально.

2

Педагогичес
кое
наблюдение.
Устный
опрос

Знакомство с
«Другом 4»

Теоретические Знакомство с
«Другом 4».
Практические Двухзначные
числа на абакусе
и ментально.
Теоретические Знакомство с
«Другом 3».
Практические Однозначные

2

Педагогичес
кое
наблюдение.
Устный
опрос

2

Педагогичес
кое
наблюдение.
Устный
опрос

Знакомство с
«Другом 3»

числа на абакусе
и ментально.
31

08.05.
2026г.

32

15.05.
2026г

Знакомство с
«Другом 3»

Объединение
тем:
17.1 Знакомство
с «Другом 2»
17.2 Знакомство
с «Другом 2»

33

22.05.
2026г.

Объединение
тем:
18.1 Знакомство
с «Другом 1»
18.2 Знакомство
с «Другом 1»

Теоретические Знакомство с
«Другом 3».
Практические Двухзначные
числа на абакусе
и ментально.
Теоретические Знакомство
с
«Другом
2».
Практические Однозначные
числа на абакусе и
ментально.

2

Теоретические Знакомство
с
«Другом
2».
Практические двухзначные
числа на абакусе и
ментально.

2

2
Педагогичес
кое
наблюдение.
Устный
опрос

Педагогичес
кое
наблюдение.
Устный
опрос

Подведение
итогов.
Итого
27.10.2025 - 02.11.2025 – каникулы

Педагогичес
кое
наблюдение.
Устный
опрос

66
часов

31.12.2025 – 11.01.2026 – каникулы
16.02.2026 – 22.02.2026 – дополнительные каникулы для первых классов
30.03.2026 – 05.04.2026 – каникулы

01.05.2026 – праздничный день календаря.

Календарный (тематический) план
Год обучения 2
Группа (класс) – 2В понедельник

№
по
пор дата
ядк
у
1

01.09.

Тема занятия

Повторение.

План
Форма
занятия

Теоретические Правила набора.

Кол- Форма
во
контроля
часо
в
2

Педагогическ
ое

дата

Коррекция
Тема занятия Форма
занятия

Кол- Форма
во
контро
ля
часо
в

2025г.

2

08.09.
2025г.

Практические Счет уровень
«Просто».
Правило №1 на
состав числа 5

Теоретические –
Переход
при
сложении
из
нижней
части
Абакуса
в
верхнюю.
Практические
Правило
добавления +4

3

15.09.
2025г.

4

22.09.
2025г

наблюдение.
Устный опрос
2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

-

Правило №1 на
состав числа 5

Практические –
Решение
примеров с «Брат
1». Работа на
тренажере

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Правило №2 на
состав числа 5

Теоретические –
Переход при
сложении из
нижней части
Абакуса в
верхнюю.

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Практические –
Правило
добавления +3

5

29.09.
2025г

6

06.10
2025г.

7

13.10
2025г

8

20.10
2025г

9

10.11

Правило №2 на
состав числа 5

Практические –
Решение
примеров с «Брат
2». Работа на
тренажере.

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Правило №3 на
состав числа 5

Теоретические –
Переход при
сложении из
нижней части
Абакуса в
верхнюю.
Практические –
Правило
добавления +2
Практические Решение
примеров с «Брат
3». Работа на
тренажере.

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Правило №4 на
состав числа 5

Теоретические –
Переход при
сложении из
нижней части
Абакуса в
верхнюю.
Практические Правило
добавления +1

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Правило №4 на
состав числа 5

Практические Решение

2

Педагогическ
ое

Правило №3 на
состав числа 5

2025г

10

17.11
2025г

11

24.11
2025г

12

01.12
2025г

13

08.12.

примеров с «Брат
4». Работа на
тренажере.

наблюдение.
Устный опрос

Правило №5 на
состав числа 5

Теоретические –
Переход из
верхней части
Абакуса в
нижнюю.
Практические Правило
вычитания – 4 из
5

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Правило №5 на
состав числа 5

Практические Решение
примеров с «Брат
1». Работа на
тренажере.

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Правило №6 на
состав числа 5

Теоретические –
Переход из
верхней части
Абакуса в
нижнюю.
Практические –
Правило
вычитания -3 из
5

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Правило №6 на
состав числа 5

Практические –
Решение

2

Педагогическ
ое

2025г.

14

15.12.
2025г.

15

22.12.
2025г.

16

29.12.
2025г.

17

12.01.

примеров с «Брат
2». Работа на
тренажере.

наблюдение.
Устный опрос

Правило №7 на
состав числа 5

Теоретические –
Переход из
верхней части
Абакуса в
нижнюю.
Практические–
Правило
вычитания -2 из
5

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Правило №7 на
состав числа 5

Практические–
Решение
примеров с «Брат
3». Работа на
тренажере

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Правило №8 на
состав числа 5

Теоретические –
Переход из
верхней части
Абакуса в
нижнюю.
Практические –
Правило
вычитания -1 из
5

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Правило №8 на
состав числа 5

Практические Решение

2

Педагогическ
ое

2026.

18

19.01
2026г.

19

26.01.
2026г.

20

02.02.
2026г.

21

09.02
2026г.

примеров с «Брат
4». Работа на
тренажере.

наблюдение.
Устный опрос

Знакомство с
«Другом 9»

Теоретические –
Знакомство с
«Другом 9 ».
Практические Однозначные
числа на абакусе
и ментально.

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Знакомство с
«Другом 9»

Теоретические –
Знакомство с
«Другом 9 ».
Практические –
Двухзначные
числа на абакусе
и ментально

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Знакомство с
«Другом 8»

Теоретические –
Знакомство с
«Другом 8 ».
Практические –
Однозначные
числа на абакусе
и ментально.
Теоретические –
Знакомство с
«Другом 8».
Практические –
Двухзначные

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Знакомство с
«Другом 8»

числа на абакусе
и ментально.
22

16.02
2026г.

23

02.03
2026г.

24

16.03
2026г.

Знакомство с
«Другом 7»

Теоретические –
Знакомство с
«Другом 7».
Практические –
Однозначные
числа на абакусе
и ментально.

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Знакомство с
«Другом 7»

Теоретические –
Знакомство с
«Другом 7».
Практические –
Двухзначные
числа на абакусе
и ментально.

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Знакомство с
«Другом 6»

Теоретические –
Знакомство
с
«Другом 6»

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Практические Однозначныечис
ла на абакусе и
ментально.
25

23.03
2026г.

Знакомство с
«Другом 6»

Теоретические Знакомство
с
«Другом
6»
Практические
Двухзначные

числа на абакусе
и ментально.
26

06.04.
2026г.

27

13.04.
2026 г.

Знакомство с
«Другом 5»

Теоретические –
Знакомство с
«Другом 5».
Практические Однозначные
числа на абакусе
и ментально.

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Знакомство с
«Другом 5»

Теоретические –
Знакомство
с
«Другом 5».

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Теоретические –
Знакомство с
«Другом 4».
Практические Однозначные и
Двухзначные
числа на абакусе
и ментально.

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Теоретические Знакомство с
«Другом 3».
Практические -

2

Педагогическ
ое

Практические Двухзначные
числа на абакусе
и ментально.
28

20.04
2026 г.

Объединение
тем:
Знакомство с
«Другом 4»

29

27.04.
2026 г.

Объединение
тем:

Знакомство с
«Другом 3»
30

04.05.
2026 г.

Знакомство с
«Другом 2»

Однозначные и
двухзначные
числа на абакусе
и ментально.
Теоретические Знакомство с
«Другом 2».
Практические Однозначные
числа на абакусе
и ментально.

наблюдение.
Устный опрос
2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

31

11.05.
2026 г.

Знакомство с
«Другом 2»

Теоретические Знакомство с
«Другом 2».
Практические Двузначные
числа на абакусе
и ментально.

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

32

18.05.

Знакомство с
«Другом 1»

Теоретические Знакомство с
«Другом 1».
Практические Однозначные
числа на абакусе
и ментально.
Практические Знакомство
с
«Другом
1».
Двухзначные

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

2026 г.

33

25.05.
2026 г.

Знакомство с
«Другом 1»
Итоговое
занятие.

числа на абакусе
и ментально.
Практические –
подведение
итогов.
66

27.10.2025 - 02.11.2025 – каникулы
31.12.2025 – 11.01.2026 – каникулы
30.03.2026 – 05.04.2026 – каникулы

03.11.2025, 23.02.2026, 09.03.2026 – праздничные дни календаря.

Календарный (тематический) план
Год обучения 2
Группа (класс) – 3А понедельник

№
по
пор дата
ядк
у
1

01.09.
2025г.

Тема занятия

Повторение.

План
Форма
занятия

Практические Повторение
уровня «Просто»

Кол- Форма
во
контроля
часо
в
2

Педагогическ
ое

дата

Коррекция
Тема занятия Форма
занятия

Кол- Форма
во
контро
ля
часо
в

наблюдение.
Устный опрос
2

08.09.

Повторение

Практические повторение
уровня «Братья»

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Повторение

Практические –
Решение
примеров с «Брат
1». Работа на
тренажере

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Переход через 50 Теоретические –
Переход при
сложении и
вычитании

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Переход через 50 Практические –
Переход через
«50» на абакусе
и ментально

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Переход через
100

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

2025г.

3

15.09.
2025г.

4

22.09.
2025г

Практические –
Переход через
«50». Сложение
и вычитание
5

29.09.
2025г

6

06.10
2025г.

Теоретические –
Переход при
сложении и
вычитании
Практические –

7

13.10
2025г

8

20.10

Переход через
100

10.11

17.11
2025г

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Теоретические –
Переход при
сложении и
вычитании
Практические Трехзначные
числа на абакусе
и ментально

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Трехзначные

Теоретические –
Переход при
сложении и
вычитании
Практические Все трехзначные
числа по теме
«Братья» на
абакусе и
ментально

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Трехзначные

Теоретические –
Переход при
сложении и
вычитании
Практические -

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

2025г

10

2

Трехзначные

2025г

9

Переход через
100 сложение и
вычитание
Практические Переход через
«100» на абакусе
и ментально

Все трехзначные
числа по теме
«Друзья» на
абакусе и
ментально
11

24.11
2025г

12

01.12
2025г

13

08.12.

Работа с
ментальной
картой

Теоретические –
Переход при
сложении и
вычитании
Практические Отработка
обязательных
уровней на
ментальных
картах

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Работа с
ментальной
картой

Практические –
Отработка
обязательных
уровней на
ментальных
картах

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Брат + друг

Теоретические –
Ознакомление с
формулами
«Брат + Друг»

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Брат + друг

Практические–
Ознакомление с

2

Педагогическ
ое

2025г.

14

15.12.
2025г.

формулами
«Брат + Друг»
15

22.12.
2025г.

Знакомство с
формулами
«Анзан»

Теоретические переход при
сложении и
вычитании

наблюдение.
Устный опрос
2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Практические–
«Анзан»
однозначначные
числа. Сложение
и вычитание на
абакусе
16

29.12.
2025г.

17

12.01.
2026.

Знакомство с
формулами
«Анзан»

Теоретические –
переход
при
сложении
и
вычитании
Практические –
«Анзан»
однозначначные
числа.
Сложение и
вычитание
ментально.

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

«Анзан»
двухзначные
числа. Сложение
и вычитание

Теоретические –
переход
при
сложении
и
вычитании
Практические «Анзан»

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

двухзначные
числа на абакусе
18

19.01
2026г.

19

26.01.
2026г.

20

02.02.
2026г.

21

09.02
2026г.

«Анзан»
двухзначные
числа. Сложение
и вычитание

Теоретические –
переход
при
сложении
и
вычитании
Практические «Анзан»
двухзначные
числа ментально

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

«Анзан»
трехзначные
числа. Сложение
и вычитание

Теоретические –
переход при
сложении и
вычитании
Практические –
«Анзан»
трехзначные
числа на абакусе

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

«Анзан»
трехзначные
числа. Сложение
и вычитание

Теоретические –
переход при
сложении и
вычитании
Практические –
«Анзан»
трехзначные
числа на абакусе
Практические –
Творческий счет
со стихами

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

2

Педагогическ
ое

Многозадачност
ь в ментальной
арифметике

наблюдение.
Устный опрос
22

16.02
2026г.

23

02.03
2026г.

Многозадачност
ь в ментальной
арифметике

Практические –
Творческий счет
со стихами

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Умножение в
ментальной
арифметике

Теоретические –
Предметный
смысл
умножения

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Практические –
Отработка на
абакусе
24

16.03
2026г.

25

23.03
2026г.

Умножение в
ментальной
арифметике

Теоретические –
Конкретный
смысл
умножения
Практические Отработка
на
абакусе

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Умножение на
однозначное
число

Теоретические Переход
при
умножении
Практические
Умножение
однозначного

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

числа
однозначное
26

06.04
2026г.

Умножение на
однозначное
число

на

Теоретические –
Переход при
умножении

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Практические Умножение
двухзначного
числа на
однозначное
27

13.04
2026г.

28

20.04
2026г.

Умножение на
однозначное
число

Теоретические –
Переход
при
умножении
Практические Умножение
трехзначного
числа
на
однозначное

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Умножение на
однозначное
число

Теоретические –
Переход при
умножении

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Практические Умножение
четырехзначного
числа на
однозначное

29

27.04.
2026г.

Объединение
тем:
Умножение на
однозначное
число

30

04.05.
2026г.

Деление в
ментальной
арифметике

Теоретические Переход при
умножении
Практические Умножение на
двухзначное
число
Умножение на
трехзначное
число
Теоретические Переход при
делении
Практические Конкретный
смысл деления

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

31

11.05.20
26 г.

Деление в
ментальной
арифметике

Теоретические Переход при
делении
Практические Компоненты
деления

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

31

18.04.

Объединение
тем:

Практические –
Деление
трехзначного
числа на
однозначное.
Деление
двухзначных и
трехзначных
чисел на

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

2026г.

Деление в
ментальной
арифметике

32

25.05.
2026г

Подведение
итогов курса
«Ментальная
арифметика»

двухзначное
Итоговое занятие

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
66
часов

27.10.2025 - 02.11.2025 – каникулы
31.12.2025 – 11.01.2026 – каникулы
16.02.2026 – 22.02.2026 – дополнительные каникулы для первых классов
30.03.2026 – 05.04.2026 – каникулы
03.11.2025, 23.02.2026 09.03.2026 – праздничные дни календаря.

Календарный (тематический) план
Год обучения 2
Группа (класс) – 3Б четверг

№
по
пор дата
ядк
у
1

04.09.

Тема занятия

11.09.

Практические Повторение
уровня «Просто»

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Повторение

Практические повторение
уровня «Братья»

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Практические –
Решение
примеров с «Брат
1». Работа на
тренажере

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

2

Педагогическ
ое

2025 г.

3

18.09.20
25 г.

Повторение

4

25.09.

Переход через 50 Теоретические –
Переход при
сложении и
вычитании

2025 г.

Кол- Форма
во
контроля
часо
в

Повторение.

2025 г.

2

План
Форма
занятия

Практические –
Переход через
«50». Сложение
и вычитание
5

02.10.

Переход через 50 Практические –
Переход через

дата

Коррекция
Тема занятия Форма
занятия

Кол- Форма
во
контро
ля
часо
в

2025 г
6

09.10.
2025г

7

16.10
2025г.

8

23.10

«50» на абакусе
и ментально
Переход через
100

Теоретические –
Переход при
сложении и
вычитании
Практические –
Переход через
100 сложение и
вычитание

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Переход через
100

Практические Переход через
«100» на абакусе
и ментально

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Трехзначные

Теоретические –
Переход при
сложении и
вычитании
Практические Трехзначные
числа на абакусе
и ментально

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Трехзначные

Теоретические –
Переход при
сложении и
вычитании
Практические Все трехзначные
числа по теме

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

2025г

9

06.11
2025г

наблюдение.
Устный опрос

«Братья» на
абакусе и
ментально
10

13.11

Трехзначные

Теоретические –
Переход при
сложении и
вычитании
Практические Все трехзначные
числа по теме
«Друзья» на
абакусе и
ментально

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Работа с
ментальной
картой

Теоретические –
Переход при
сложении и
вычитании
Практические Отработка
обязательных
уровней на
ментальных
картах

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Работа с
ментальной
картой

Практические –
Отработка
обязательных
уровней на
ментальных
картах

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

2025г

11

20.11
2025г

12

27.11
2025г

13

04.12

Брат + друг

Теоретические –
Ознакомление с
формулами
«Брат + Друг»

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Брат + друг

Практические–
Ознакомление с
формулами
«Брат + Друг»

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Знакомство с
формулами
«Анзан»

Теоретические переход при
сложении и
вычитании

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

2025г

14

11.12.
2025г.

15

18.12.
2025г.

Практические–
«Анзан»
однозначначные
числа. Сложение
и вычитание на
абакусе
16

25.12.
2025г.

Знакомство с
формулами
«Анзан»

Теоретические –
переход
при
сложении
и
вычитании
Практические –
«Анзан»
однозначначные
числа.
Сложение и
вычитание
ментально.

17

15.01.
2026г.

18

22.01.
2026.

19

29.01
2026г.

20

05.02.
2026г.

«Анзан»
двухзначные
числа. Сложение
и вычитание

Теоретические –
переход
при
сложении
и
вычитании
Практические «Анзан»
двухзначные
числа на абакусе

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

«Анзан»
двухзначные
числа. Сложение
и вычитание

Теоретические –
переход
при
сложении
и
вычитании
Практические «Анзан»
двухзначные
числа ментально

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

«Анзан»
трехзначные
числа. Сложение
и вычитание

Теоретические –
переход при
сложении и
вычитании
Практические –
«Анзан»
трехзначные
числа на абакусе

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

«Анзан»
трехзначные
числа. Сложение
и вычитание

Теоретические –
переход при
сложении и
вычитании
Практические –
«Анзан»

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

трехзначные
числа на абакусе
21

12.02.
2026г.

22

19.02
2026г.

23

26.02
2026г.

Многозадачност
ь в ментальной
арифметике

Практические –
Творческий счет
со стихами

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Многозадачност
ь в ментальной
арифметике

Практические –
Творческий счет
со стихами

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Умножение в
ментальной
арифметике

Теоретические –
Предметный
смысл
умножения

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Практические –
Отработка на
абакусе
24

05.03
2026г.

25

12.03
2026г.

Умножение в
ментальной
арифметике

Теоретические –
Конкретный
смысл
умножения
Практические Отработка на
абакусе

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Умножение на
однозначное
число

Теоретические Переход
при
умножении

2

Педагогическ
ое

Практические
Умножение
однозначного
числа
на
однозначное
26

19.03
2026г.

Умножение на
однозначное
число

Теоретические –
Переход при
умножении

наблюдение.
Устный опрос

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Практические Умножение
двухзначного
числа
на
однозначное
27

26.03
2026г.

28

09.04
2026г.

Умножение на
однозначное
число

Теоретические –
Переход при
умножении
Практические Умножение
трехзначного
числа на
однозначное

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Умножение на
однозначное
число

Теоретические –
Переход при
умножении

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Практические Умножение
четырехзначного

числа
однозначное
29

16.04
2026г.

30

23.04.
2026г.

31

30.04.
2026г.

32

07.05.
2026г.

на

Умножение на
однозначное
число

Теоретические Переход при
умножении
Практические Умножение на
двухзначное
число

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Умножение на
однозначное
число

Теоретические Переход при
умножении

2

Деление в
ментальной
арифметике

Практические Умножение на
трехзначное
число
Теоретические Переход при
делении
Практические Конкретный
смысл деления

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

Деление в
ментальной
арифметике

Теоретические Переход при
делении
Практические Компоненты
деления

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

33

14.05.
2026г

Объединение
тем:
Деление в
ментальной
арифметике

34

21.05.
2026 г.

Подведение
итогов курса
«Ментальная
арифметика»

Практические –
Деление
трехзначного
числа
на
однозначное

2

Итоговое занятие

2

Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос

68

27.10.2025 - 02.11.2025 – каникулы
31.12.2025 – 11.01.2026 – каникулы
16.02.2026 – 22.02.2026 – дополнительные каникулы для первых классов
30.03.2026 – 05.04.2026 – каникулы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».