УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТАЛИЦКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДВОРЕЦ ТОРЧЕСТВА»
ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА»
«Рассмотрено и принято»
Педагогическим советом
ЦТР«Академия детства»
Протокол № от
Утверждено
Приказом И.о Директора
МКУДО «Дворец творчества»
М.А. Ермаковой
№
от
2024 г.
2024 г.
Дополнительная
общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Английский с удовольствием»
Возраст обучающихся: 7-10 лет
Срок реализации: 4 года
Автор-составитель:
педагог ДО Шульгина Л.В.
г. Талица
1. Основные характеристики программы
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учитывает нормативно-правовые документы и
методические рекомендации Министерства образования и науки Российской
Федерации:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ № 273). Федеральный закон Российской Федерации
от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации». Федеральный закон РФ от 24.07.1998
№ 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в
редакции 2013 г.). Концепция развития дополнительного образования детей до
2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской
Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. Стратегия развития воспитания в РФ
на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015г. №
996-р). Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее –
СанПиН). Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ». Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее
– Порядок). Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)». Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 №
АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими
рекомендациями по организации образовательной деятельности с
использованием сетевых форм реализации образовательных программ».
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28
октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
2
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных образовательных программ в соответствии с социальным
сертификатом»».
Программа «Английский с удовольствием» - социально-гуманитарной
направленности.
Актуальность программы обусловлена тем, что она позволяет
устранить противоречия между требованиями программы и потребностями
обучающихся в расширении и углублении знаний, умений и навыков,
применении полученных знаний на практике; условиями работы в классноурочной системе преподавания иностранного языка и потребностями
обучающихся реализовать свой творческий потенциал.
Новизна программы. В программе предусмотрено значительное
увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение
обучающихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими
языкового материала и развития интеллекта, приобретение практических
навыков самостоятельной деятельности. В программу включены английские
сказки, имеющие аналоги от русских переводов. Простейшие на первый
взгляд истории становятся действенным инструментом познания иностранной
речи. С помощью сказок воссоздается искусственная языковая среда. Все
персонажи общаются на английском, и обучающиеся привыкают к
естественному восприятию речи. Увлекательные сюжеты вызывают чувство
симпатии к языку. Обучающимся проще воспринимать английский язык,
поскольку они знают русскую адаптацию текста. Кроме того, знание сюжета
поможет развивать языковую догадку.
Особенность программы. В отличии от обязательности учебной
программы обучающиеся сами решают для себя вопрос о посещении
дополнительных занятий в соответствии со своими интересами узнать что-то
новое о стране изучаемого языка, желанием дополнительно заняться языком.
Отличительной чертой дополнительных занятий является также внеурочный
характер занятий, который выражается, во-первых, в отсутствии строгой
урочной регламентации, касающейся времени, места, формы их проведения,
во-вторых, в отсутствии строгого учета знаний, навыков и умений. Проверка
результатов дополнительного образования осуществляется в форме отчетных
концертов, утренников, выпуска стенгазет на английском языке, различных
конкурсов и т. д. Это даёт возможность избежать оценок, и в то же время
наблюдать за динамикой повышения качества знаний, развития умений и
навыков.
Детям
предоставляется
возможность
проявлять
творчество,
самостоятельность и инициативность в выполнении поручений на
дополнительных занятиях. В отличие от учебной работы, где помощь учителя
3
играет ведущую роль, во время дополнительных занятий учащиеся проявляют
больше самостоятельности, изобретательности, проявляют свои творческие
способности, как в выполнении, так и в организации дополнительных
мероприятий, в выборе форм работы, отвечающих интересам отдельных
возрастных групп учащихся, их склонностям.
В свободной, эмоционально насыщенной атмосфере наиболее ярко
раскрывается индивидуальность каждого ребёнка, формируются общественные
и нравственные интересы и качества, художественные и эстетические вкусы
Программа реализуется от простого к сложному.
Категория и возраст детей: обучающиеся 1, 2, 3, 4 классов
Программа делится на два уровня: стартовый (1, 2 классы), базовый
(3,4 класс).
Срок реализации программы: 4 года
Объем программы:
учебный план составляет
68 аудиторный занятий для обучающихся первого года обучения по 2
академических часа 1 раза в неделю;
70 часов аудиторных занятий для второго, третьего и четвертого года
обучения по 2 часа 1 раз в неделю.
Формы занятий: урок, урок-игра, урок-соревнование, урок-проект, урокпраздник, урок-интервью, урок-спектакль, урок-путешествие, урок-смотр
знаний, видео-урок, урок-просмотр мультфильма, интегрированный урок,
урок-беседа, урок-контроль знаний
Количество обучающихся в группе: от 7 человек.
Продолжительность занятий: 30 мин для 1 класса
40 мин для 2,3,4 классов
4
1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: создание благоприятных условий для максимального раскрытия
индивидуального и творческого потенциала обучающихся, выявление и
развитие их лингвистических и специальных способностей через изучение
английского языка.
Задачи:
Обучающие:
- совершенствовать коммуникативные компетенции, приобретенные на уроках
английского языка;
- расширить мировоззрение обучающихся;
Развивающие:
- развивать интеллектуальные функции и универсальные учебные умения
обучающихся,
- развивать их речевые возможности, укреплять учебную мотивацию в
изучении английского языка и расширении познавательных интересов;
- развивать творческие способности обучающихся;
- развивать самостоятельность;
- развивать эстетический вкус;
- приобщать обучающихся к новому для них миру общения на изучаемом
языке, преодоления языкового и культурного барьера и формирования
мотивации овладения новыми коммуникативно-социальными умениями;
включать обучающихся в новый для них социально-коммуникативный опыт
средствами обучающей игры, драматизации, фольклора, музыки,
моделирования жизненных ситуаций, обсуждения доступных возрасту
проблем, учебного сотрудничества и проектной деятельности;
Воспитательные:
- воспитывать толерантное отношение и уважение к представителям иных
культур, ответственное отношение к занятиям и порученному делу, чувства
патриотизма;
- воспитывать качества личности обучающихся, их нравственно-ценностную
ориентацию, эмоционально-чувственную сферу;
- воспитывать интерес к изучению иностранного языка;
- воспитывать умение работать в коллективе;
- воспитывать культуру обучающихся;
ЦЕЛЬ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ:
Создание условий, обеспечивающих социально-личностное, познавательноречевое, творческое развитие обучающихся и готовность детей к изучению
английского языка в школе.
5
ЗАДАЧИ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Образовательные:
- познакомить с основами иностранного языка;
- создать условия для развития элементарных навыков разговорной речи,
накопления стартового запаса слов по различным темам, предусмотренным
данной программой
- формировать первичные навыки диалогической и монологической речи на
английском языке
Развивающие:
- развивать речевой слух, языковую память, внимание и воображение;
- развивать коммуникативную культуру;
- развивать интерес и любознательное отношение к тому, что связано со
страной изучаемого языка;
- формировать и развивать творческие способности учащихся;
Воспитательные:
- воспитывать у детей устойчивый интерес к изучению языка;
- воспитывать толерантное отношение и уважение к представителям иных
культур, ответственное отношение к занятиям и порученному делу, чувства
патриотизма;
ЦЕЛЬ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Расширение и углубление знаний, умений и навыков во владении иноязычной
коммуникативной деятельностью (на английском языке)
ЗАДАЧИ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Образовательные:
- формировать коммуникативные компетенции;
- формировать первичные навыки диалогической и монологической речи на
английском языке;
- создать условия для развития элементарных навыков разговорной речи,
накопления стартового запаса слов по различным темам, предусмотренным
данной программой
Развивающие:
- развивать речевой слух, языковую память, внимание и воображение;
- развивать речевую и коммуникативную культуру;
- развивать интерес и любознательное отношение к тому, что связано со
страной изучаемого языка;
- расширять представление ребенка об окружающем мире;
- формировать и развивать творческие способности учащихся;
Воспитательные:
6
- воспитывать уважение к изучаемому языку и к культуре страны изучаемого
языка и нашей страны
- продолжать воспитывать у детей устойчивый интерес к изучению языка;
- воспитывать коммуникабельность, самостоятельность;
-воспитывать средствами английского языка чувства патриотизма,
толерантности;
- развивать экологическую культуру и стремление к здоровому образу жизни;
-формировать общую культуру учащихся.
ЦЕЛЬ 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Погружение в языковую среду английского языка для расширения и
углубления навыков и умений учащихся во всех видах речевой деятельности,
развития творческого потенциала
ЗАДАЧИ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Образовательные:
- расширить и углубить знания обучающихся во всех видах речевой
деятельности (чтение, говорение, аудирование, письмо)
- научить детей самостоятельно употреблять частотные несложные
лексические единицы, грамматические структуры, необходимые для
овладения коммуникативной тематикой данного уровня
Развивающие:
- развивать речевой слух, языковую память, внимание и воображение;
- развивать у обучающихся мотивацию к осознанному изучению иностранного
языка;
- продолжать развивать творческий потенциал обучающихся;
- расширить кругозор обучающихся;
Воспитательные:
- продолжать воспитывать у детей устойчивый интерес к изучению языка;
- воспитывать разносторонне развитую личность;
-воспитывать средствами английского языка чувства патриотизма,
толерантности;
ЦЕЛЬ 4 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Цель:
Содействие формированию и развитию общеязыковых, интеллектуальных,
познавательных способностей детей через изучение английского языка.
ЗАДАЧИ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Образовательные:
7
- расширить и углубить знания обучающихся во всех видах речевой
деятельности (чтение, говорение, аудирование, письмо);
- увеличить словарный запас обучающихся;
- научить детей самостоятельно употреблять частотные лексические единицы,
грамматические структуры, необходимые для овладения коммуникативной
тематикой данного уровня;
Развивающие:
- продолжать развивать речевой слух, языковую память, внимание и
воображение;
- развивать коммуникативную культуру;
- продолжать развивать интерес и любознательное отношение к тому, что
связано со страной изучаемого языка;
- продолжать расширять общий кругозор обучающихся;
- продолжать развивать творческий потенциал обучающихся;
Воспитательные:
- продолжать воспитывать у детей устойчивый интерес к изучению языка;
- продолжать расширять представление ребенка об окружающем мире;
-продолжать воспитывать средствами английского языка чувства патриотизма,
толерантности
- формировать экологическую культуру и стремление к здоровому образу
жизни;
- воспитывать активную жизненную позицию;
8
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Личностные:
- обучающийся знаком с миром зарубежных сверстников с использованием
средств изучаемого иностранного языка (через детский фольклор, некоторые
образцы детской художественной литературы, традиции);
- у обучающегося сформированы уважительные отношения к иному мнению, к
культуре других народов;
Метапредметные УУД:
Познавательные:
- принимает задачи обучающей и коммуникативной деятельности, в том
числе творческого характера, осуществлять поиск средств решения задачи,
например, подбирать адекватные языковые средства в процессе общения на
английском языке;
- опирается на языковую догадку в процессе восприятия на слух текстов,
содержащих отдельные незнакомые слова или новые комбинации знакомых
слов.
Коммуникативные:
- договаривается о распределении ролей в процессе совместной деятельности,
например театральной;
- осознанно строит речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации в устной форме;
- слушает и слышит собеседника, вести диалог, признавет возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- анализирует, сравнивает, обобщает, классифицирует, группирует по
отдельным признакам языковую информацию на уровне звука, буквы,
слова, предложения.
Регулятивные:
- планирует, выполняет и оценивает свои учебные/ коммуникативные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, что свидетельствует об освоении начальных форм
познавательной и личностной рефлексии;
- осуществляет взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно
оценивает собственное поведение и поведение окружающих.;
Предметные:
В области говорения:
* Диалогическая форма речи:
- строит краткие диалоги этикетного характера (приветствовать, представлять
себя, прощаться, благодарить);
* Монологическая форма речи:
- строит высказывания по образцам;
- рассказывает рифмовки,
9
- поёт песенки с использованием изученных движений;
- умеет распознавать и употреблять в речи изученные в пределах тематики
программые лексические единицы (слова, словосочетания, речевые клише)
В области аудирования:
- понимает на слух элементарные изученные английские слова и выражения в
речи учителя и одноклассников, основное содержание небольших
адаптированных текстов в аудиозаписи, построенных на изученном языковом
материале;
В области чтения:
- читает вслух некоторые слова
В письменной речи
- пишет буквы и некоторые слова
10
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Личностные:
- осознает владение языком, как средство общения между людьми;
- знакомится с миром зарубежных сверстников с использованием средств
изучаемого иностранного языка (через детский фольклор, образцы детской
художественной литературы, традиции);
Метапредметные:
Регулятивные:
- умеет организовать свою собственную деятельность;
- умеет оценивать свою деятельность;
-анализирует, сравнивает, обобщает, классифицирует, группирует по
отдельным признакам языковую информацию на уровне звука, буквы, слова,
предложения;
Познавательные:
- расширил общий лингвистический кругозор;
- сформировал мотивацию к изучению иностранного языка;
Коммуникативные:
- умеет взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей в
пределах речевых потребностей и возможностей школьника;
Предметные:
В области говорения:
* Диалогическая форма речи:
- умеет вести диалог этикетного характера, диалог-расспрос;
* Монологическая форма речи:
- умеет описывать себя, семью, предметы, картинки и персонажей;
- умеет строить высказывание с опорой на наглядность;
- умеет строить высказывание высказывания по образцам;
В области аудирования:
- понимает на слух речь учителя и одноклассников, основное содержание
несложных небольших текстов в аудиозаписи, видеозаписи, построенных на
изученном языковом материале;
В области чтения:
- вадеет техникой чтения;
- читает вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом
материале, соблюдая правила чтения и нужную интонацию;
В письменной речи
- владеет техникой письма;
- пишет все буквы, слова в рамках активной лексики предполагаемого
уровня обучения.
11
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Личностные:
- имеет общее представление о мире как о многоязычном и поликультурном
сообществе;
- осознанает себя гражданином своей страны;
- осознанает язык, как средство общения между людьми;
- знаком с миром зарубежных сверстников с использованием средств
изучаемого иностранного языка (через детский фольклор, образцы детской
художественной литературы, традиции);
Метапредметные:
Регулятивные:
- владеет умением координированной работы с текстами, упражнениями,
словарем;
- умеет организовать свою собственную деятельность;
- умеет оценивать свою деятельность;
- анализирует, сравнивает, обобщает, классифицирует, группирует по
отдельным признакам языковую информацию на уровне звука, буквы, слова,
предложения;
Познавательные:
- расширил общего лингвистического кругозора;
- развил познавательной, эмоциональной и волевой сфер;
- сформировал мотивацию к изучению иностранного языка;
Коммуникативные:
- умеет взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей в
пределах речевых потребностей и возможностей школьника;
- умеет выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного
решения элементарной коммуникативной задачи;
Предметные:
В области говорения:
* Диалогическая форма речи:
- умеет вести диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог – обмен
мнениями;
* Монологическая форма речи:
- умеет использовать основные коммуникативные типы речи: описание,
сообщение, рассказ, характеристика;
- умеет строить высказывания по образцам;
В области аудирования:
- понимает на слух речь учителя и одноклассников, основное содержание
небольших текстов в аудиозаписи, построенных на изученном языковом
материале;
В области чтения:
- владеет техникой чтения;
12
- читает вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом
материале, соблюдая правила чтения и нужную интонацию;
- умеет читать тексты разного типа с целью понимания основного содержания,
с целью извлечения конкретной информации и с целью полного понимания
содержания;
В письменной речи
- владеет техникой письма;
- пишет с опорой на образец поздравления с днем рождения, короткое
письмо-приглашение, личное сообщение;
13
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 4 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Личностные:
- имеет общее представление о мире как о многоязычном и поликультурном
сообществе;
- осознает язык, как средство общения между людьми;
- осознает себя гражданином своей страны;
- знаком с миром зарубежных сверстников с использованием средств
изучаемого иностранного языка (через детский фольклор, некоторые образцы
детской художественной литературы, традиции);
Метапредметные:
Регулятивные:
- владеет умением координированной работы с разными компонентами;
- умеет организовать свою собственную деятельность;
- умеет оценивать свою деятельность;
- анализирует, сравнивает, обобщает, классифицирует, группирует по
отдельным признакам языковую информацию на уровне звука, буквы, слова,
предложения;
Познавательные:
- расширил общий лингвистический кругозор;
- развил познавательную, эмоциональную и волевую сферу;
- сформировал мотивацию к изучению иностранного языка;
Коммуникативные:
- умеет взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей в
пределах речевых потребностей и возможностей школьника;
- умеет выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного
решения элементарной коммуникативной задачи;
Предметные:
В области говорения:
* Диалогическая форма речи:
- умеет вести диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог – обмен
мнениями;
* Монологическая форма речи:
- умеет использовать основные коммуникативные типы речи: описание,
сообщение, рассказ, характеристика;
- высказывания по образцам;
В области аудирования:
- понимает на слух речь учителя и одноклассников, основное содержание
небольших текстов в аудиозаписи, построенных на изученном языковом
материале;
В области чтения:
- владеет техникой чтения;
- читает вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом
материале, соблюдая правила чтения и нужную интонацию;
14
- умеет читать
тексты разного типа с целью понимания основного
содержания, с целью извлечения конкретной информации и с целью полного
понимания содержания;
В письменной речи
- владеет техникой письма;
- пишет с опорой на образец поздравления с днем рождения, короткое
письмо-приглашение, личное сообщение.
15
16